О настоящей дружбе, которая возвращает к жизни

11.03.2015
Просмотры: 3268

 

В самые тяжелые и самые трудные времена для своих друзей мы очень часто говорим им: не переживай, все будет хорошо. Все будет хорошо – мы внушаем им веру в хорошее. Но каждый раз, когда мы произносим эти слова, мы должны задать себе вопрос: а почему все будет хорошо, почему я так уверен, да и уверен ли я в этом.

Бывает, это говоришь лишь только потому, что хочешь утешить человека или, чтобы просто отвлечь его от тяжелых мыслей о своем положении. Я говорю так другому просто потому, что хочу, чтобы было хорошо. Но если за этими словами нет ничего, получается, я вру. Почему все будет хорошо? Ну, почему все пройдет? Из-за чего все пройдет? Вот сейчас он расслабленный лежит, и я приду к нему и скажу, что все будет хорошо, лежи спокойно. Кому я вру?

Что же тогда от меня нужно другу? Что же тогда нужно от меня человеку, пораженному расслаблением? Ему нужно самое главное – конечно же, вернуть силу. Но как эту силу вернуть? Как заставить его ходить снова?

Люди, о которых сегодня рассказывает Евангелие, друзья расслабленного, смогли это сделать. Они давным-давно, видя его слабость, разрешили его от проблем, которые, наверное, были в его жизни. Самой своей заботой они показали, что, если и были когда-то досады друг от друга, сейчас это все забыто, прощено, этого нет. А есть только дружба. Они стали его ногами, они стали руками, они стали его силой. Но не просто силой. Самое главное – они стали для него дорогой к Богу.

Они его принесли к Богу. Они так устроили его жизнь, что сказали ему: мы понесем тебя в дом, где Господь. Может быть, ты никогда своими ногами не ходил по этой дороге, но мы понимаем, что поднять тебя из твоего уныния, что восстановить в тебе твое человеческое, может горячее общение с Богом. Ну, а как оно возможно? Оно возможно только примером друзей.

Настоящая дружба всегда приводит к правде, имя которой Сам Бог. А ежели дружба не приводит к Богу – это не дружба, это все, что угодно, но это не дружба. Если твоя настоящая дружба перед другим человеком ставит только твой образ – не ври себе, это не дружба. А вот если образ Божий – то, несомненно, вы близки к спасению.

Четверо друзей взяли своего друга на носилки, и пошли ко Христу. Они даже ни о чем Бога не просили. Раскрыли кровлю дома, потому что было многолюдно и обычным путем было не пройти, спустили вниз. Они, конечно же, вызвали большое осуждение людей, и шум, непонимание. Все говорили: что за странные люди, что они с ним бегают, да бросьте уже его. Эти четверо даже не появились там, перед ногами Христа. Понимаете, они остались сзади. Они только лишь принесли Богу того, которому сами давно оставили грехи. Христос исцелил этого человека, произнеся те же слова, которые произнесли друзья: прощаются тебе грехи твои.

Рядом с нами люди очень часто страдают, потому что мы им мало что прощаем. Наша дружба страдает, потому что мы ничего не забываем и не прощаем. Всегда говорят, что самая большая обида от друзей, и дольше всего ты носишь ее в своем сердце. Человека, с которым ты не знаком, прощаешь быстро. В автобусе наступил тебе незнакомый на ногу или сказал дурное слово, или на рынке поругались, ты вышел и уже не помнишь ни имени, ни лица его. А друга ты так долго не прощаешь. Говоришь: любому прощу, только не другу. Как может самый близкий, самый родной, я же ему доверял себя, а он вот так со мной поступил, не прощу. И сколько у нас таких непрощенных друзей!

Самое ужасное – это то, что мы воюем именно с теми, кого когда-то называли друзьями. Ни с кем не бывает такой кровопролитной и такой слезопролитной войны, как с друзьями. Кого не знаешь, с ним быстро война заканчивается, а кого знаешь – изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год ты продолжаешь воевать. А спросить: кто этот человек тебе? — друг, подруга, когда-то был, когда-то была. А может быть тогда сказать по-другому, правду сказать: я ему когда-то был другом, или я ему когда-то кем-то доводился. Т.е. проблема не в нем, а в моем собственном выборе. Я просто взял эти носилки и сбросил с себя, и пошел другой дорогой.

А надо бы по-другому, надо суметь простить, а самое главное – не просто сказать, что все будет хорошо, а через свою собственную жизнь, через жертву своей жизни, настоящей любви человека привести к Богу, которому отдать его, простив.

В дружбе очень важно вместе идти к одному, и радость этой цели заключается в том, что ты по-настоящему человеку, как человеку, прощаешь, и как в человека веришь, и внушаешь ему самому веру, как в человека, что Бог может принять твое покаяние, и Господь всегда может восстановить твою слабость. Господь всегда может вернуть тебе силу. Моя задача заключается только лишь в том, чтобы принести человека к источнику этой силы, т.е. я должен донести его до Бога.

Сегодняшнее Евангелие призывает каждого из нас уйти из храма с чувством натертого плеча, оттого, что я кого-то взял на свои плечи. Сегодняшнее Евангелие говорит нам: знаешь, скольких ты называл друзьями, — хотя бы одного возьми себе на плечо, возьми его в свою молитву, возьми его в свое сердце, возьми этого человека в свою жизнь духовную жизнь так, чтобы ты молился о нем так же горячо и с такой же надеждой и верой, что Господь ему даст силы, как ты молишься о себе самом. Возьми его в свою силу. Бог всегда отзывается на человеческую молитву, и Бог всегда отзывается на эту молитву, когда, несомненно, в этой молитве, в этом самом общении с Богом я несу прощение и любовь к тем, кого однажды назвал своим другом.

Мы должны помнить, что сила Божия совершается всегда там, где я говорю правду, и где я поступаю по правде, сила Божия совершается там, где сохраняется чистота жизни. Бог всегда наполняет чистый сосуд Собой.

Подлинно говорит народная пословица: свято место пусто не бывает. Если моя жизнь станет святой, она не будет пустой. Если мои отношения к кому-то станут такими же, они не будут пустыми. Самое главное убеждение мое заключается в том, что тогда, когда я говорю другому человеку: все будет хорошо, я знаю почему так говорю. Потому что, во-первых, я тебя простил, во-вторых, я вместе с тобой молю Бога о тебе, я вместе с тобой иду к Нему, я вместе с тобой живу по евангельской правде, я вместе с тобой живу чистой достойной жизнью, я вместе с тобой восстанавливаю в тебе твою силу, собирая по крупицам разрушенную твою жизнь, которая разрушалась, когда преступал заповеди, я вместе с тобой верю и надеюсь. Это "вместе" и делает дружбу такой, в которой Бог говорит: отпускаются тебе грехи твои, встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Помолимся о том, чтобы наша дружба увенчалась призывом Божиим, и силой от Него "встать и ходить". Помолимся о том, чтобы наша дружба никогда не была бы расслабленной, парализованной. Помолимся о том, чтобы эти драгоценные слова от Самого Создателя вернули каждому из нас нашу свободу от греха, от зависимости, от страсти, от того, что делает нас слабыми. Ну, и наконец, вернемся к брошенному на дороге одру со своим другом или со своей подругой, вернемся, возьмем, понесем дальше, и не будем думать: пусть кто-то другой. Нет. Если сейчас твоя совесть называет тебе имя этого человека, значит к нему и нужно вернуться, значит это имя и нужно взять на свои плечи, значит именно об этом человеке и нужно горячо молитвой служить Богу, значит с этим именем ты и дойдешь до Христа. И Господь не оставит и тебя Своей милостью.

В сегодняшнем Евангелии друзья только донесли до Христа, и Господь исцелил. Мы не знаем, у евангелиста нет повествования о том, что сказал что-либо Христос этим друзьям. Наверное, они этот голос слышали многократно, наверное, им не нужно было еще прямого общения, потому что они и так уже общались с Ним, зная, что настоящая сила Божия там, где чистая и достойная жизнь. Дай, Господи, нам такой силы. Дай, Господи, нам таких друзей. Но скажу еще самое тяжелое, и может быть самое болезненное, самое непростое: дай, Господи, и нам стать для кого таким настоящим другом. Не искать друзей себе, а кому-то стать таким другом.

Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Марка, II, 1–12) за Божественной литургией во 2-ю Неделю Великого поста, 8 марта 2015, в Спасском кафедральном соборе Пятигорска.

3268