Бог там, где правда

04.03.2015
Просмотры: 2923

Я согрешил. Я нарушил заповедь Божию и я каюсь в этом Богу и мое покаяние, прежде всего, заключается в том, что я не только сожалею. Ведь покаяние и извинение — это разные вещи. Сказать "извини" просто, покаяться – нет. Потому что извиниться — это значит сейчас, просто перед тобой, но я-то таким дальше пойду. А вот покаяться, это значит, что дальше я пойду уже другим. Это значит, что дальше я уже сам через тебя становлюсь другим. Именно к такому изменению призывает нас Святая Церковь.

Покаяние, μετάνοια в дословном переводе с греческого означает изменение ума. Это не просто сожаление о плохих поступках. О плохих поступках могут сожалеть только дети. А вот люди уже взрослые, люди с опытом жизни, должны уметь не сожалеть. Нет… Изменять свое сознание. Через сожаление о своих поступках должны уметь менять свою жизнь. В этом и есть смысл покаяния. Это не: "прости, что было вчера, а завтра я буду делать то же самое, я таким же и остаюсь". Это не покаяние. Это ложь. И Бог эту ложь отвергает и противится ей. Господь принимает только чистое сердце. Принимает наше искреннее желание измениться.

Сегодня праздник Божией Матери, в честь иконы Ее, именуемой "Иверской". Мы почитаем этот образ, как покровительницу и нашего благословенного Кавказа, южных рубежей нашей великой Святой Руси.

История этой иконы удивительна. Она связана с человеческим подвигом, когда во время иконоборчества одна женщина не отдала ее воинам для того, чтобы они, схватив ее по приказу иконоборца императора, бросили в огонь, но отдала все, что у нее было, все свои припасы, чтобы они оставили ее наедине с этой иконой до утра. А сама, ночью, боясь, чтобы с этой иконой не случилось поругания в костре, отнесла ее на берег моря и горячо молила Бога: "Господи, прости меня, что не могу этот образ сохранить в своем доме. Но и не могу осквернить его, не могу отдать его на поругание. Вручаю его в Твои руки".

Об этом рассказал сын этой женщины, который оказался на Афоне и долгое время на Афоне прожил монахом, послушником и насельником Святой горы Афон. Он рассказал, как произошла эта история в доме его матери, которая потрясла его до глубины души. Мать сохраняла не жизнь своего ребенка, она сохраняла не свою жизнь, и за свои небольшие деньги, которые скопила, сохранила жизнь этому образу Царицы Небесной.

Насельники афонской обители увидели на заре на горизонте моря свет-столп от неба до земли. И потом сама Матерь Божия повелела одному из насельников идти по водам и принять в свои руки тот самый образ, о котором почти два века назад рассказал сын этой женщины. Этот образ с особым торжеством принесли в святую обитель, поставили на самое почетное место, но Матерь Божия отказалась там находиться. Одному из насельников она сказала: "Я пришла сюда не для того, чтобы меня охраняли, а пришла сюда, чтобы хранить эту святую обитель. Пока я здесь, здесь всегда будет благословение Божие". На что же был такой ответ Матери Божией? На какой такой подвиг людей? Почему она так полюбила это место? Ответ Матери Божией был на подвиг той самой женщины, которая тогда, рискуя своей жизнью, рискуя жизнью своего сына, защитила эту икону.

Господь никогда не остается перед нами в долгу, если так можно сказать. Никогда Небо не молчит на воздыхания и на подвиг человека. Но только настоящий подвиг. Не тогда, когда ты вдруг, когда ни с того ни с сего плохо стало тебе, один раз в небо крикнул "Господи, помоги" и потом таким же и остался. Господь не услышит тебя сразу, потому что Господь слышит только тех, кто изменил свое сознание, кто понял, что самая главная ценность жизни этого человека – это сохранение его веры.

Нередко говорят: "Почему Бог не слышит молитву?" Да потому что в твоей молитве нет веры. А вера — это тогда, когда ты живешь ею. А если ты живешь как всегда, и вдруг просто у тебя кольнуло в боку, или тебя даже забрала скорая помощь и тебя положили в больницу, и вот тогда ты начал изо всех сил веровать, и ты думаешь, что сразу же Господь тебя услышит, но ты уже, еще лежа в больнице, думаешь, что таким же ты и останешься, ничего не меняешь, ни в чем не каешься, ни о чем не сожалеешь – Бог не услышит твою молитву. Потому что в твоей молитве неправда.

Если ты просишь, читая молитву Господню: "Господи, оставь, прости мне долги, как и я оставляю должникам", а сам на деле никому ничего не прощаешь, тогда ты врешь Богу. Если ты в своей молитве и в своей надежде на Бога ничего в своей жизни не меняешь и точно таким же остаешься, ты лжешь. Бог не ответит тебе, потому что там, где ложь, Бога нет. Бог там, где правда.

Женщина рискнула жизнью своей и своего сына ради образа Пречистой Богоматери, ради своей веры, вполне реально. Вы себе представляете, когда у порога стоят воины и жаждут исполнить приказ своего императора, и им все равно, кто там, за этим порогом. Вы представляете себе, как это непросто? И эта женщина, не смотря ни на какие обстоятельства, твердо сохранила свою веру. Твердо и непоколебимо для себя приняла решение: "Для меня вера дороже всего. Нет ничего, что может быть дороже этого". То есть, мне не нужна жизнь, если в ней нет Бога. То есть, нет ничего дороже, если в этой жизни нет Бога. Мне не нужна моя жизнь без Него.

Когда вместе с вами размышляю над этим, задаюсь горячим вопросом: "А я когда в последний раз так же отвечал Богу?" Я говорю так: "Мне не нужна моя жизнь без этого… мне не нужна моя жизнь без этого…" Я готов отдать свою жизнь кому угодно, но только не ради заповедей Божьих. Вот мы говорим, что готовы за детей отдать свою жизнь, мы готовы отдать свою жизнь за самых родных и близких. Но от нас никто не требует своей жизни за них. А вот дать свою жизнь за Бога, то есть, всего лишь жить по его заповедям… Что значит отдать свою жизнь? Да не умереть, а жить по Его заповедям. Не всегда готовы. Не всегда это делаем. Не всегда на это с легкостью, или даже с готовностью, соглашаемся.

История Иверского образа удивительна человеческим подвигом. И этот образ ныне хранит многих и многих матерей и детей, хранит многие семьи, города и страны, ради подвига одной женщины, которая свою жизнь готова была отдать за этот образ. Дай Господи, чтобы память о трезвой жизни нашей всегда побуждала нас к готовности, к твердости в сохранении своей собственной веры. Дай Бог, чтобы этот образ всегда говорил нам: ради одного человека Бог может многих помиловать. И чтобы мы всегда понимали, что этим одним человеком должен стать не кто-то там другой, не соседка и не сосед, а я сам. Чтобы мы прекрасно всегда это помнили и в своей жизни как основу содержали. Что этот один единственный — это не тот, кто особо избран, а тот, кто избрал, прежде всего, правду заповеди Божьей.

Каждый здесь в храме может сказать мне, что в жизни так много сложного, знаете, как бывает непросто. Знаю. А той женщине просто было? И ей было непросто. И, несмотря на всю сложность жизни, она сделала единственно правильный выбор. И, кстати, сохранила жизнь и себе, и своему сыну. Каждый может сказать, что не так просто сохранить заповеди, но, чтобы сохранить их, их, хотя бы, надо знать для начала. И когда ты знаешь их, узнай их, это не сложно. Это не сложно – жить по заповедям Божиим. Совершенно не сложно исповедовать истинного Бога, совершенно не сложно сохранять язык свой от пустословия, совершенно не сложно почитать своих родителей, совершенно не сложно не воровать, не убивать, не прелюбодействовать, не завидовать. Совершенно не сложно для человека, который по-настоящему живет человеческой жизнью, который умеет сопротивляться греху и пороку.

И, конечно, нам нужно помогать друг другу. Помогать друг другу сохранять такую жизнь, помогать друг другу оставаться в твердом исповедании своей собственной веры, и самому быть примером твердой веры для других. Призываю каждого из нас, в дни Великого поста сохраняя чистоту своей жизни, к искреннему посту, искренней молитве. Призываю каждого из нас, чтобы это время было наполнено общением с Богом и друг с другом. И самое главное, самое важное, чтобы время это принесло нам радостное предвкушение Светлой Пасхи Христовой.

Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта за Божественной литургией в субботу первой седмицы Великого поста, 28 февраля 205, в Георгиевском женском монастыре на горе Дубровке близ города Ессентуки

2923