Приспособленцы. Размышления после Круга ГКО

27.11.2013
Просмотры: 2214

Какой должна быть казачья община на Кавказе в условиях приграничья, постоянной угрозы военных конфликтов? Многие ответят: крепкой, единой, сплочённой. Выводы о том, насколько это соответствует истине, мог для себя сделать любой казак, поучаствовавший в работе Большого Круга 9 ноября.

День начался с торжественного события: присяги новичков в Успенском храме. В Общину в этот день пришли 70 молодых казаков, у многих из которых в ГКО уже состоят отцы и деды. Присоединились к Общине и 23 учителя Казачьей СШ №19: это был сознательный выбор тех, кому казаки и казачки Горячеводска доверяют воспитание своих детей, кто является проводником казачьей культуры и традиции.

В 15.00 начал работу Круг. В отличие от присяги, на него было решено не звать прессу, ведь решались глубоко внутренние и далеко не самые гладкие вопросы. Многие представители СМИ хотели попасть на Круг, да и немудрено: Горячеводская община — из самых крепких и многочисленных в ТКВ, она задаёт тон казачьей жизни на Кавказе. Были на Круге гости с Кубани, из других городов Кавминвод, в частности, из Кисловодска. На круге присутствовали более 400 казаков, больше половины состава Общины.

Самый главный и самый приятный вывод, который можно сделать по работе Круга — активное участие новых молодых лидеров. Вёл Круг выбранный единогласно есаульцем Сергей Згирко, молодой сотник Первой сотни, выступали с докладами Дмитрий Нечепорчук и Николай Мотиенко. Обновляется постепенно состав командиров сотен, обновляется правление: это принципиальный курс атамана Валерия Поматова на выявление молодых казачьих лидеров.

Но вот вопросы, поднимаемые на Круге, вызывали порой неоднозначную реакцию. Начали с волнующего и злободневного: как относиться к появившимся в числе казаков язычников? Проникновенную речь произнёс казачий батюшка отец Стефан Фещенко. Он напомнил, что и в самые далёкие времена, жившие среди иноверцев предки терцев, держались православной веры. Стоит вспомнить, что 100 лет назад на Тереке тоже остро стоял вопрос сектантства: то были баптисты, молокане, кто угодно — но, по крайней мере, христиане. Сегодня же казаки повелись на придуманные кем-то 20-30 лет назад неоязыческие культы, опирающиеся якобы на заветы предков 1000-летней давности. Тысячелетняя история народа, начинавшего строительство станицы с главного здания — храма, — отметается и высмеивается. Один за другим выходили перед Кругом казаки, выражая своё презрение неоязычникам, крещённым, как и все мы, в храме, принимавшим со своими братьями присягу на Евангелии и Кресте. Вердикт большинства прост: человек, предавший свою веру, способен предать своих братьев в трудную минуту.

Но самым парадоксальным было то, что сидевшие в зале поклонники языческих культов даже не сочли нужным встать и попытаться хоть как-то защитить свою веру, которую выступавшие подвергали критике. Что происходит в душах этих людей, показательно крестящихся на службах и тут же за спиной матерящих "попов" и "жидовскую веру"? Немало среди нас тех, кто числится в Общине мёртвым балластом лишь ради работы, места на рынке и других материальных благ самого состоятельного казачьего общества на Тереке.

Следующий вопрос показал: да, немало. Его поднял Николай Мотиенко, вышедший с предложением правления увеличить взносы членов Общины. Ведь сегодня они составляют 150 рублей, 12 рублей в месяц - это меньше цены проезда в пятигорском трамвае. Николай привёл для сравнения взносы в других общественных организациях: оказалось, даже у собаководов сумма превышает 1000 р. в год, в обществе охотников, в котором состоят многие казаки, 1200 р., а наши скромные казачьи 150 р. сопоставимы лишь с взносом в обществе любителей грызунов! Что и говорить о других национальных общинах и диаспорах Пятигорска.

По результатам доклада Николая было предложено повысить взнос до 1000 рублей в год, 500 рублей из которых пойдут непосредственно в казну сотен.

Никто не ожидал, что вопрос вызовет такой шквал возмущения. Стало очевидным, что многие, особенно от казаков Девятой сотни, воспринимали и воспринимают ГКО лишь как источник собственного дохода и благополучия. Обратиться к братьям за помощью, получить подарок за заслуги, деньги при рождении второго, третьего, четвёртого ребёнка — это пожалуйста. А вот вложиться в казну, воспринять её как общее дело готовы не все. На некоторых не действовали даже увещевания членов правления, что речь идёт о 83 рублях в месяц, сумме, с которой смешно заходить в продуктовый магазин. Не помог и доклад ревизора Н. В. Неботова о бюджете Общины и необходимых тратах на общеказачьи дела. "Красные казаки... Колхозные казаки", — недовольно бормотал про себя, слушая очередного недовольного, Николай Григорьевич Хыль, родившийся в Париже сын кубанского офицера. Кому, как ни ему, знать, что это такое. Такие "казаки" 80 лет назад сдавали своих атаманов на расправу в ЧК, рушили храмы, радостно топтали черкески и папахи, оскорбляли стариков, стремясь угодить, приспособиться, подлизаться любой власти, "всё отобрать и поделить".

В итоге большинством голосов повышение взносов одобрили. И даже собрали 40 тысяч на помощь кисловодскому казаку-герою Василию Мохову, содержащемуся в СИЗО за отражение нападения бандитов. Но вопрос остался: не слишком ли много приспособленцев в казачьих рядах, требующих сегодня, как никогда, сплочённости и единства?

Дмитрий Ковалёв / газета Лик Кавказа, № 13 (57), 23 ноября 2013

2214