Протоиерей Александр Цаликов в Пятигорске

30.09.2013
Просмотры: 3528

Из статьи Ларисы Гостиевой "Протоиерей Александр Цаликов" / "Дарьял", 2008, № 2, http://www.darial-online.ru/2008_2/gostieva.shtml

Протоиерей Александр Цаликов – видный представитель дореволюционной осетинской церковной интеллигенции, миссионер, просветитель, педагог - родился в 1841 году. Отец Александра – Гугу – выходец из сел. Даллагкау Куртатинского общества, принадлежал к числу основателей Владикавказского осетинского аула (Ирыкау).

А. Цаликов окончил Владикавказское духовное училище и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. /…/ В 1863 г. А. Цаликов окончил Тифлисскую духовную семинарию по I (высшему – Л.Г.) разряду. Вернувшись из Тифлиса во Владикавказ, Александр Цаликов был рукоположен в сан диакона и начал служить при Управляющем осетинскими приходами Владикавказского округа архимандрите Иосифе (Чепиговском). Одновременно он приступил к работе в должности учителя в осетинской женской школе протоиерея А. Колиева, в которой обучал девочек чтению и письму на осетинском языке и начальному курсу христианского вероучения.

/…/

После рукоположения в священнический сан о. А. Цаликов был направлен настоятелем в храм Великомученика и Победоносца Георгия в сел. Ардон, в котором прослужил с 1866 по 1876 год. Все это время он являлся благочинным Ардонского округа, уделяя в этой должности большое внимание миссионерской деятельности: борьбе с ренегатством, многоженством, калымом, разорительными поминками и разного рода суевериями.

/…/

В Ардоне у о. Александра и его жены (грузинки княжеского происхождения), на которой он женился в Тифлисе, когда учился в Тифлисской духовной семинарии, родились три дочери – Юлиана, Елена и Анна. Активная церковная деятельность о. А. Цаликова в сел. Ардон была замечена епархиальными властями, и в начале 1877 г. он был переведен в главный храм г. Владикавказа – Спасо-Преображенский собор, в котором прослужил более 15 лет.

/…/

В августе 1894 г. он был переведен в Спасский собор г. Пятигорска на сверхштатную священническую должность, на которой он оставался много лет. Настоятель Спасского собора протоиерей Василий Эрастов поручил ему наладить работу церковно-приходской школы, которая до 1894 г. размещалась в небольшой сторожке при соборе. Единственным учителем в ней был псаломщик, которого нередко замещал соборный сторож. Ревизовавший школу священник о. П. Бартенев отмечал, что учебно-воспитательный процесс в школе поставлен крайне неудовлетворительно, школа являлась худшей в Пятигорском отделении Епархиального Училищного Совета.

Протоиерей А. Цаликов нашел новое помещение для школы, в котором стало обучаться 130 детей. До четырех человек был увеличен состав преподавателей: заведующий, священник-законоучитель, учительница и учитель. За короткое время о. Александру удалось наладить в школе нормальный учебный процесс. Во многом заслугой о. Александра стала "благодарность и признательность за его особо плодотворную деятельность" Пятигорскому отделению Епархиального Училищного Совета, которую епископ Владикавказский и Моздокский Владимир объявил 25 октября 1895 года по итогам годового отчета.

Однако и найденное Цаликовым помещение для школы было довольно тесным, обучение приходилось проводить в две смены. Только в 1897 г. в ограде Скорбященской церкви на ул. Царской (ныне улица Кирова, 22) на деньги жертвователей для школы было построено красивое двухэтажное здание. Это позволило набрать большее количество учащихся, ввести в состав преподавателей должности второй учительницы, учительницы рукоделия и учителя пения. После обучения в школе дети разных сословий успешно поступали в городские и ремесленные училища, в прогимназию.

Для взрослых в церковно-приходской школе устраивались народные чтения и религиозно-нравственные беседы, имевшие просветительное и воспитательное значение. В основном, они проводились осенью и зимой, в воскресные и праздничные дни после вечерни. На чтениях разъяснялись Евангелие, события священной истории, жития святых, статьи из религиозных сборников и т. д. В статье "Пятигорская церковноприходская школа" К.Х. Хетагуров определял значение школы в том, что она была рассадником "просвещения среди беднейшего населения Пятигорска". Отмечая заслуги о. Александра в организации школы, К. Хетагуров писал, что "при этом заведующий, священник-законоучитель о. А. Цаликов, все время работал безвозмездно…".

В школе в разное время работали учительницами дочери священника: Юлиана, Елена и Анна. Уроженец г. Пятигорска, воспитатель Владикавказского духовного училища И.Л. Ляликов в своих воспоминаниях писал об о. А. Цаликове, что "в Пятигорске он преподавал Закон Божий в женской гимназии и в церковно-приходской школе, где 2 года учился я. В этой школе работали и его 2 дочери – Юлия и Елена Александровна. Елена Александровна I год была моей учительницей". В отчетах епархиального училищного Совета по Пятигорскому отделению уездные наблюдатели многие годы "из законоучителей по усердию и успешности занятий" выделяли священника А. Цаликова, а из учительниц "наиболее ревностны и наилучших успехов достигли" учительницы г. Пятигорска Юлия и Анна Цаликовы. Епископ Владикавказский и Моздокский Владимир при посещении церковно- приходской школы высоко оценил ее деятельность, а священник А. Цаликов получил архипастырскую благодарность за полезные труды для церковных школ в 1900-1901 учебном году. 11 мая 1905 г. священник Александр Цаликов "за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковно-приходских школ" был удостоен Святейшим Синодом Библии.

С 1895 г. и до конца жизни о. А. Цаликов преподавал Закон Божий в пятигорской женской гимназии имени графини А. А. Евдокимовой. Новая гимназия, открытая 25 сентября 1895 г. в особняке Евдокимовых на Графской улице (ныне Университетская, 6), содержалась на проценты от завещанного графиней капитала и на средства (около 2 тыс. руб.), выделенные городской Думой. Первоначально в четырех классах гимназии было 60 учениц. В 1904 году состоялся первый выпуск пятигорских гимназисток, закончивших восьмой класс по программе женских гимназий. В 1905 г. гимназия получила статус полной гимназии. При гимназии также существовало "Общество вспомоществования нуждающимся", которое давало возможность нескольким способным, но малоимущим ученицам получить хорошее образование. Недавно была найдена выпускная фотография начала века, на которой изображены о. А. И. Цаликов, гимназический врач Ржаксинский, классная дама М.А. Ржаксинская, учительница Л.А. Немирова.

В 1896 г. о. А. Цаликов, остававшийся сверхштатным священником Спасского собора, получил от епархиальных властей предложение занять священническую должность в Моздоке. Елена Александровна вспоминала, что отца хотели перевести "с большим повышением в Моздок", но тот отказался. Позже он отказался и от назначения на священническое место к Георгиевской церкви г. Дербента, которое получил 13 марта 1897 г. В Пятигорске о. Александру место штатного священника так и не было предоставлено.

Цаликов продолжил свою педагогическую деятельность в Евдокимовской гимназии, которая считалась самым престижным заведением для дочерей пятигорчан. По определению Святейшего Синода от 7 апреля 1905 г. законоучитель Пятигорской женской гимназии священник А. Цаликов был удостоен сана протоиерея. 30 июля 1905 г. во Владикавказской Крестовой церкви Архиерейского дома епископ Владикавказский и Моздокский Гедеон совершил возведение о. А. Цаликова в сан протоиерея.

/…/

Семейная жизнь о. Александра сложилась не очень счастливо. Супруга священника рано ушла из жизни, и ему пришлось самому воспитывать и поднимать дочерей. Отношения отца с дочерьми были очень близкими, они имели много общих друзей и знакомых. Елена Цаликова в своих воспоминаниях отмечала, что "редко можно было встретить такую солидарность между сестрами и отцом, которого мы считаем четвертой сестрой. Все приходящие к ним чувствовали эту солидарность". Дома Цаликовых во Владикавказе и Пятигорске были центрами, где собиралась местная передовая интеллигенция. В них часто бывала молодежь, с которой у него всегда находились общие интересы. Один из друзей дочерей, часто бывавший в 1889-1890 гг. у Цаликовых вместе с К. Хетагуровым, писал об о. Александре в своих воспоминаниях: "Отец их, окончивший Тифлисскую духовную семинарию, хорошо знал грузинский язык и с интересом рассказывал нам о грузинских классиках – Чавчавадзе, Церетели, Казбеги…". В 1891 г. в знак общей борьбы за Ольгинскую женскую школу Гаппо Баев прислал о. А. Цаликову на память фотографию большого формата, на которой он был сфотографирован вместе с А. Кубаловым. На фотографии была надпись "Глубокоуважаемому отцу Александру на добрую память от молодежи". О получении этой фотографии сообщила Коста Хетагурову Юлия Александровна в письме из Пятигорска 8 сентября 1899 г. Фотография была вложена в пакет с прошением экзарху. Цаликов был человек широкого кругозора и разносторонних интересов. По воспоминаниям дочери Елены, отец уже в пожилом возрасте самостоятельно изучал физику и посещал уроки по физике в школе, в которой сам преподавал Закон Божий84. Круг общения о. А. Цаликова был весьма широк. О. Александр с дочерьми часто посещал литературный салон в доме А.К. Жмакиной в Пятигорске, где собиралась пятигорская интеллигенция: врачи, военные, учителя, журналисты, художники, музыканты чиновники, адвокаты. В "кружке Жмакиной" обсуждались вопросы общественной жизни города, готовились самодеятельные спектакли, читались пьесы и новые журналы. О. А. Цаликов с дочерьми нередко бывал у великого русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко в Кисловодске в усадьбе "Белая вилла", которая была одним из главных центров культурной жизни на Юге России. Здесь встречались выдающиеся ученые, писатели, художники, артисты. Домашний доктор семьи Н.А. Ярошенко Н.Д. Померанцев вспоминал: "Собирались у них каждую неделю все образованные люди. На этих встречах были господа В. Форкати, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, С. Рахманинов, Ц. Кюи, В. Поленов, И. Бунин, П. Телешов, Гаршин, С. Скиталец, Успенский, К. Коровин, А. Чехов, С. Мамонтов, граф Л. Толстой, князь Дундуков-Корсаков, князь Голицын, священник Цаликов с тремя дочерьми, Коста Хетагуров…".

Во Владикавказе священник с дочерьми жил вместе с матерью и семьей брата Асаге в отчем доме на Тарской улице (ныне ул. Цаголова, 42). На время ремонта дома Цаликовы снимали квартиру в доме Коченова на той же Тарской улице. Племянники Сеня и Витя жили в семье дяди в Пятигорске, когда учились в Пятигорской гимназии. Племянница Соня также жила у дяди, когда училась в Пятигорской женской прогимназии. Протоиерей Вадим Всеволодович Цаликов является внучатым племянником о. А. Цаликова (внуком брата Асаге (Василия), сыном племянника Всеволода).

Протоиерей Александр Цаликов скончался в г. Пятигорске 11 января 1911 г. (по старому стилю), а через два дня состоялось его погребение. Церемонию прощания с пастырем подробно описал священник Серафим Быстров в статье "Похороны от. А. Цаликова", которая была опубликована во Владикавказских епархиальных ведомостях. С. Быстров писал, что в Спасский собор собралось несколько тысяч человек: "Вся пятигорская женская гимназия присутствовала в полном составе. Почти все пятигорские учителя, духовенство, как православное, так и других исповеданий, интеллигенция пришли сюда, чтобы отдать последний долг умершему пастырю". Заупокойные службы в Спасском соборе были совершены епископом Пятигорским Арсением (Смоленцом) в сослужении со всем пятигорским и окрестным духовенством. Многочисленные выступающие отмечали в траурных речах заслуги о. А. Цаликова, говорили о высоких личностных качествах священника и педагога, о его доброте и бескорыстии.

Затем траурная процессия направилась от собора вверх по Церковной улице к домовой церкви св. Василия Великого при богадельне, построенной в 1896 г. бывшим городским головой, известным благотворителем В.С. Зипаловым. В последние годы жизни о. Александр часто проводил богослужения в домовой церкви, которая не имела своего причта. С. Быстров писал, что "шествие было грандиозное. Около 30 венков сопровождали печальную процессию. Венки были от педагогов мужской и женской гимназий, от учеников мужской гимназии, от учениц каждого класса женской гр. Евдокимовой гимназии, от осиротевших осетин и много, много других". По воспоминаниям дочери Елены, на похороны также прибыла представительная делегация из Осетии.

Протоиерей А. Цаликов после отпевания был погребен в склепе в ограде домовой церкви. Дочери установили на могиле о. Александра надгробный камень и мраморный крест. В годы советской власти домовая церковь св. Василия Великого при богадельне Зипалова стала административным корпусом Центрального военного санатория Министерства обороны СССР, а надгробный камень из машукского ракушечника, снятый с могилы о. А. Цаликова, стал пьедесталом для бюста Климента Ворошилова, установленного на его территории. Могила протоиерея А. Цаликова с мраморным крестом сохранилась до настоящего времени. В 2002 г. в отреставрированной бывшей домовой церкви была освящена часовня во имя св. Василия Великого.

Протоиерей Александр Цаликов – один из наиболее ярких представителей осетинской церковной интеллигенции ХIХ века. Несмотря на то, что о. Александр много лет вынужденно провел вне родины, он успел многое сделать для развития христианского просвещения и культуры Осетии.

Высок был его авторитет священника и педагога в Пятигорске, где он проработал много лет. На съезде духовенства осетинских приходов Владикавказской епархии, проходившем через полгода после кончины о. А. Цаликова, епископ Пятигорский Арсений (Смоленец), указывая на необходимость принятия неотложных мер к поднятию христианства в Осетии, "выразил твердую надежду на будущем процветании христианства в этой стране, залогом чего служит свойственная осетинам набожность, о чем свидетельствует немало фактов, и особенно то, что среди осетин встречаются высоко религиозно воспитанные люди, как, например, недавно умерший в Пятигорске протоиерей Александр Цаликов".

Данная статья лишь первый шаг к изучению многогранной деятельности протоиерея Александра Цаликова.

3528