«И сегодняшнее воспоминание жен-мироносиц – это разглядывание всей своей собственной дороги и обозначение правильных, смелых, решительных и важных поступков. Даже если что-то ты делаешь еще только лишь по-человечески, но искренне, Бог примет твое искреннее человеческое. Если ты делаешь это с надеждой, Бог отодвинет любые камни на твоей дороге. Если ты поверишь в жизнь, тебе больше не придется заботиться о смерти».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сегодня мы совершаем день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины и всех святых жен-мироносиц, мы вспоминаем людей, которые были сопричастны и стали свидетельницами земной жизни Господа и Спасителя Христа, Его крестных страданий и вольного погребения.
В Евангелии, которое мы только что слышали, описывается как жены-мироносицы рано утром после погребения Господа и Спасителя Христа по прошествии субботы пришли, чтобы совершить тот обряд, который они не успели совершить, Его ученики, перед погребением Христа Спасителя – помазать умершее тело святым миром.
И у святителя Феофилакта Болгарского есть очень важное и удивительное замечание. Посмотрите, - говорит, - они покупают это миро и покупают то, что необходимо для погребения и идут к Тому, Кому еще не готовы оказать божественное поклонение, как Богу.
По-другому скажу. Эти жены-мироносицы, которые стали свидетелями очень многих событий, чудес, которые совершал Христос, стали свидетелями очень долгих, глубоких, искренних и совершенно открытых разговоров о вечности, о смысле жизни, стали свидетельницами многих утешений, которые Господь давал людям, даже возвращая от смерти к жизни, они идут ко гробу, как к мертвецу. Ведь они взяли туда все, что необходимо для того, чтобы мертвому оказать последнюю честь, но не живому.
Сказать, что они не верили – невозможно. Вместе с этим, в них еще это так ярко и убедительно показано, живет человеческое. Они верили в то, что Он может от смерти вернуть к жизни, вспомнив воскрешение Лазаря. Но вместе с этим, в них и жило человеческое, которое соглашалось с тем, что еще им было не открыто, соглашалось с тем, в чем они сами еще не удостоверились. Можно только представить себе, какие мысли наполняли их сердце, ум, какие чувства наполняли их души.
И вместе с этим, идя как к умершему, и неся все для погребения умершего, они задаются вопросом, который терзает их всю дорогу: «а кто откроет нам гроб, кто отвалит нам этот громадный камень?» И казалось бы, если они продолжали размышлять по-человечески, им бы здесь остановиться, вернуться обратно в город и сказать тем, кто имеет побольше сил, ученикам, взять знакомых, друзей, сказать: «пойдемте, нам нужно помочь отвалить этот камень», им бы остановиться и вернуться назад перед этим камнем, о котором они говорили друг другу, потому что тогда труды их напрасны, тогда ничего не выйдет. Думают, что там мертвый, боятся камня, но продолжают идти. Не останавливаются.
Это пример удивительной, очень сильной и потрясающей глубокой человеческой веры, в которой есть и человеческое, связанное с сомнением, но вместе с этим, есть и человеческое, связанное с надеждой. Эта дорога жен-мироносиц ко гробу похожа на дорогу любого человека, на жизненную дорогу каждого из нас. Когда ты идешь к тому, что надо сделать, но, вместе с этим, понимая, что не все в твоих силах, доверяешь Тому, к Которому идешь.
Каким же было радостным удивление, когда жены видели, что ангел отодвинул камень от двери гроба! Всегда, когда человек ступает верой, когда, несмотря на очевидное, он поступает так, как будто бы не видит, всегда, когда человек движется любовью к Богу и искренней, живой и полноценной надеждой на Него, любые камни отступят с пути человека. Когда ты идешь и боишься камня, он всегда будет на твоем пути. А когда ты идешь и не боишься смерти, ничто не может преградить твоей дороги.
Жены-мироносицы увидели, как ангел отодвинул камень от двери гроба, и когда они вошли в него, в пространство этого мрака, этого гроба, когда они уже были потрясены увиденным, и когда сердце их еще смущалось, но, вместе с этим, не верило уже в смерть, они увидели гроб пустым.
И тогда ангел им возвестил: «что вы ищете Иисуса Распятого, Его нет здесь». Он им напомнил о боли, с которой они туда шли. Ведь они шли туда с болью, что Господь был распят, убит, Он умер на Кресте. И вся эта боль еще сковывала их внутреннего человека. Вся эта боль еще не давала вере поднять крылья, как поднимает крылья орел, поднимаясь в небеса. Потому говорит им ангел Распятого, потому что они пришли туда с болью, увидев Убитого на Кресте, и тут же возвещает им благую весть: «Его нет здесь, Он воскрес».
Все, что они увидели – это светлого ангела. Они не увидели мертвеца, к которому шли, чтобы совершить положенный обряд. Они побросали там все, что приготовили к смерти, все, что приготовили для мертвого, они бросили там, и уже обратно побежали и понесли в своем сердце благовестие, которое преподал им ангел. И удивительные еще слова сказал ангел: «пойдите, - говорит, - скажите ученикам и Петру, что встретит вас в Галилее». Они еще бежали с двойной радостью для одного из учеников, для Петра, который, испугавшись, отрекся от Христа. Ученикам и Петру.
Господь всегда дает Свое утешение через Своих благовестников и через чистые, искренние, по-настоящему верные, любящие и безукоризненные сердца. Отдельно произнося имя апостола Петра, Господь призывает верных и преданных Ему мироносиц послужить тому, кто испугался.
Он зовет их, не испугавшихся смерти, послужить тому, кто испугался казни. Он зовет их, не испугавшихся камней на своей дороге, препятствий на своей дороге, беспрепятственно открыть дорогу правды тому, кто споткнулся на ней и сказал: «не знаю этого Человека», глядя в сторону Христа. Какой удивительный, какой бесконечно оживляющий все внутреннее естество промысел Божий.
И сегодняшнее воспоминание жен-мироносиц – это разглядывание всей своей собственной дороги и обозначение правильных, смелых, решительных и важных поступков. Даже если что-то ты делаешь еще только лишь по-человечески, но искренне, Бог примет твое искреннее человеческое. Если ты делаешь это с надеждой, Бог отодвинет любые камни на твоей дороге. Если ты поверишь в жизнь, тебе больше не придется заботиться о смерти.
Эти жены, помните, бросили все там, в этой пещере, и радостные проповедовали Воскресшего из мертвых Христа. Они проповедовали, что они лишились тяжести не только того, что они несли туда. Они лишились самой большой тяжести. Они лишились тяжести веры в смерть и приобрели удивительную, сильную легкость веры в жизнь.
Конечно, каждая из них всю свою жизнь будут проповедовать Христа, а некоторые проповедовали Христа даже до мучительной смерти, пока не сделают последнего дыхания. Но их последний выдох не станет последним в вечности. А за ним последует первый вдох в жизни, в жизни вечной.
Они всю свою жизнь будут расставаться со смертью. Они будут безбоязненно проповедовать Христа, они будут искренне и преданно служить Церкви, они будут свидетелями Воскресшего Христа, Его удивительных чудес, но больше всего они будут свидетелями Жизни, победившей смерть вечную. Они больше уже не будут боязливыми. Они не будут ничего бояться: ни старости, ни одиночества, ни болезни, ни изменившейся родины, ни нового места жительства, ни новых людей, оказавшихся рядом. Они не будут больше ничего бояться, потому что они приобретут веру в жизнь.
И где бы каждая из них ни оказалась, она везде будет всю свою жизнь, а от нее – ее ученики, друзья, а от них – и мы всю свою жизнь проповедовать не о смерти, а о Победе, проповедовать не об умершем, а о Воскресшем, проповедовать о Любящем, Живом, Истинном Боге словами дошедшими до наших дней: Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.
4 мая 2025 года. собор равноапостольной Марии Магдалины города Нальчик, КБР.