О нелицемерной любви

22.10.2024
Просмотры: 135

«Много в его жизни происходило разных событий. Но неизменно в нем всегда было одно – он нелицемерно любил Бога и тех людей, которые приходили к нему».

Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, сегодня особо радуются наши сердца, сегодня особо торжествуем мы день памяти нашего великого угодника, прославившего землю Русскую, прославившего дух народа Божьего – преподобного Сергия игумена Радонежского, человека, который стал драгоценным семенем, оказавшимся в нашей Русской земле и просиявшим богатыми плодами.

Сегодня мы празднуем престольный день в нашем замечательном городе с самым поэтическим названием Лермонтов. И эта удивительная осень, которая сейчас за стенами храма, напоминает нам о самом важном, что может быть в нашей жизни, ведь осень — это пора собирать плоды.

И преподобный Сергий показывает нам, какие могут и должны быть плоды человеческой души. Конечно, можно много говорить о заслугах разных людей в историческом разрезе и взгляде на их жизнь. Можно много говорить о событиях, которые они пережили, но всегда важным остается не то, хотя это несомненно имеет большое значение – что сделал человек.

Очень важным остается – что стало силой для него, чтобы он это сделал. Что стало для него внутренней опорой, на которую он встал во весь свой человеческий рост. Что стало для него основанием его жизни.

Преподобный Сергий жил в очень непростые времена. Это были времена бесконечных набегов на нашу Россию, на нашу Русь. Это были времена беспросветной безнадежности. Татаро-монголы постоянно разоряли приделы Руси. Это были времена, когда князья, сговариваясь, дружили друг против друга, а, в целом, против своего народа. Это были времена, когда можно было сказать очень грубо об этих временах, что каждый спасал себя, как мог. Казалось, что этот мрак никогда не пройдет.

И конечно же, в любые времена испытаний у большинства людей есть некоторая надежда: вот появится такой человек, который сможет что-то изменить. Да, очень часто. Во времена испытаний, во времена горести, во времена отчаяния, во времена неправды, во времена мрака мы всегда думаем, что свет должен начаться где-то там от кого-нибудь, от другого человека, от князя ли, от митрополита ли, от патриарха, от кого-то еще, от какого-либо воина доблестного – они должны положить начало света.

И нередко это ожидание рождает в человеке безнадежность. Кто угодно, только не я. Пусть кто-то начнет. Пусть кто-то первый скажет. Пусть кто-то будет первым честным, смелым, настоящим, даже в своем доме, даже в своем окружении. Пусть кто-то скажет. Я это знаю, но не скажу.

Преподобный Сергий, еще отроком Варфоломеем, с детства был человеком одной надежды. Если он и ждал от кого-либо что-либо – только от Бога. Он никогда не обижался на своих учителей, которые, впрочем, на него обижались, потому что читал он плохо, учился слабо. И казалось: «ну какая в этом отроке может быть сила? Кто его исправит? Или кто ему поможет?» Даже опытные учителя говорили с досадой его родителям: «ну, что тут сделаешь? - Не знаю».

Но будущий преподобный, тогда еще отрок, очень горячо надеялся на Бога. Он знал, что все начинается от Него и продолжается в тебе. Он горячо молился Богу. По-детски, очень просто. Он молился иногда, наверное, если бы сейчас мы услышали его молитву, мы бы скорее заулыбались и сказали: «какие слова говорит этот отрок». Да и хорошо, что он их говорит. Он молился просто. Он просил, чтобы Господь помог ему. Он знал, что не вокруг все должно измениться. Уже тогда отроком он знал, что он сам должен поменяться.

Из его жития мы знаем, что он встречает ангела Божиего в виде инока, схимника, который молится над ним, который даёт ему просфору, потом он с ним приходит в дом к своим родителям, и потом в этом доме он начинает стройно читать. Мы знаем, что вся жизнь будущего преподобного Сергия была сосредоточенной надеждой на Бога. Забегу немного вперед. Перед самой своей смертью уже преподобный Сергий, которого знали многие, и Патриарх знал Константинопольский, и дружил он с митрополитом Московским, и со многими архиереями и князьями, тогда он перед смертью своим ученикам скажет: «имейте любовь нелицемерную, настоящую».

Он Бога с детства любил не потому, что Бог что-то мог дать. Как иногда бывает, мы объяты пламенем любви к Богу лишь только потому, что нам так сейчас что-то от Него нужно. И сегодня верю, и завтра верю, пока болею. А как выздоровел – уже так не верю. И сегодня молюсь, и завтра молюсь, пока беда. А чуть-чуть отступила – уже вроде и на молитву времени нет.

Лицемерная любовь к Богу всегда делает человека слабым, уязвимым. Такого человека очень быстро может поразить нечистый дух: любой мыслью и превозношением над другими, гордостью, сомнением, злобой, мстительностью. В душе, где живет лицемерная любовь. не живет Бог.

Преподобный Сергий всегда любил горячо, и не потому, что что-то надобно было ему, а потому, что он знал, что все начинается с Бога и продолжается во мне. Мы знаем, что с братом он ушел в монастырь, когда похоронил родителей, принявших монашеский постриг с именами Кирилл и Мария. И они ныне покоятся мощами вместе недалеко от Лавры преподобного, в Хотьково. Я там бываю нередко. И всегда такое удивительное чувство около их цельбоносной раки.

Любящие родители, они научили своего сына самому главному - любить нелицемерно, потому что сами любили нелицемерно, непритворно, по-настоящему, до конца, без всяких условий. Потом преподобный уходит с братом в уединенное место жить. Брат не может понести таких подвигов. Сергий живет один. Принимает иночество. Вокруг него собираются монахи, видя его подвиги. Видя в каких условиях, он жил, казалось, что он потерял там все свое здоровье.

Это еще один очень важный момент из жизни преподобного, которому стоило бы поучиться. Его крепость сил заключалась в этом удивительном доверии промыслу Божьему. Он работал и трудился. Он молился. Он очень мало вкушал, живя в очень диких местах, где все доставалось колоссальными усилиями. Это сейчас у нас все просто. Мы кран открыли, и вода потекла. А если не потекла, а еще если нет горячей, - ух, тогда берегись, мэр, тогда берегитесь все.

Тогда преподобный надеялся только на Бога. И ни от кого не искал никаких благ, к которым мы очень страстно привыкли, невозможно привыкли. Чуть что-нибудь изменись в нашей жизни, какие-либо мелочи – и все. Нет ни настроения, нет ни радости, нет ничего. Погас свет, и заняться нечем. Как будто ты молитв не знаешь. Как будто ты не можешь зажечь лампаду перед иконой. И от света лампады осветить страницы Евангелия. Вот хорошее время, самое время почитать его. Но нет. Это все превращается в бесконечную тоску, жалобы.

Преподобный никому не жаловался о своей очень тяжелой жизни. Но за все благодарил Бога. И те, кто был с ним рядом – удивлялись. Они говорили: «кажется, здоровье должно было его пошатнуться, кажется, он должен был изнемогать, кажется, он должен был сейчас просто лечь и все, и больше не встать после таких тяжелых трудов». А он не только вставал, еще и других подбадривал. Так он и жил всю свою жизнь.

Много в его жизни происходило разных событий. Но неизменно в нем всегда было одно – он нелицемерно любил Бога и тех людей, которые приходили к нему. Он их жалел. Он молился о них. И по молитвам преподобного Господь даровал этим людям разные исцеления. Ученики даже иногда изумлялись и удивлялись, и перепроверяли – а правда ли это произошло? И удивлялись, свидетельствуя: «да, действительно, так и было».

Преподобный мог видеть то, что не видно было обычными глазами. Он видел настоящее, он прозревал будущее. Но самое главное и драгоценное – он умел видеть в каждом человеке образ и подобие Божие. Это еще один важный, значимый для каждого из нас, для нашей жизни его урок – видеть в каждом образ и подобие Божие. Даже когда его ученики, уставшие от его строгого устава, от продолжительных молитв и больших трудов, говорили: «мы пойдем в другой монастырь, там чуть полегче». Он никого не оставлял. Он не обижался ни на кого. Он продолжал жить строго. И потом, да, перед смертью он и об этом скажет.

Всегда - скажет он своим ученикам - имей свое сердце чистым и душу чистой, всегда береги их, живи в чистоте и святости. Без строгости это невозможно, потому что строгость – это не тогда, когда ничего нельзя. Строгость – это тогда, когда можно то, что на пользу. Вот это строгость. Как доктор говорит иногда: строго соблюдай то, что я тебе предписал, не нарушай этого, тогда Бог даст тебе выздоровление, тогда тело твое встанет от болезни.

Мы знаем, что он благословил великого князя Дмитрия на битву с татаро-монгольским полчищем. Мы знаем, что отдал он на эту битву своих монахов, двух схимников. Мы знаем, что, когда эта битва шла, он горячо молился. И вот это самое важное, что я хотел бы сегодня сказать.

Преподобный Сергей победы ждал не от князя, который сражался с врагом. Преподобный Сергей победы ждал от Бога, чтобы Бог помог победить соблазны, страхи, отчаяния в душах людей. Когда шла та сеча, преподобный с братией молился горячо. И в своей молитве он просил не о том, чтобы внешний только лишь враг отступил. Он молился о том, чтобы отступил враг от души человека. Он молился о народе русском.

Потому что победы начинаются не на полях сражений. Победы начинаются с молитвы в домашнем молитвенном месте. Победы начинаются с открытой Псалтири дома. Победы начинаются с открытого Евангелия дома. Победы начинаются с доброго слова дома родителей своим детям, когда они их благословляют в школу каждое утро, обнимают и целуют. Победы начинаются с умения терпеть, переносить все испытания.

Победы начинаются с умения прощать и давать человеку надежду. И говорить: «пусть ты упал и испачкался сильно, знаешь, вещи мы отстираем, испорченные выбросим, новые пошьем, ты, главное, душу береги, совесть береги, веру свою береги. Ее не поменяешь, ее не заштопаешь. Другой не найдешь. Потеряешь это. Все потеряешь». С этого начинаются победы.

Преподобный Сергий так учил своих учеников и тех людей, которые приходили к нему, простых крестьян. Когда они приходили к нему, потом рассказывали, что они получали не только физическое исцеление от своих болезней, они получали большее. Им хотелось жить в их тяжелой жизни и беспросветной. Им хотелось жить. Они любили Бога и начинали горячо молиться Ему. И жизнь их мало-помалу изменялась. С этого начинаются победы.

Преподобный Сергий часто говорил: «единением спасемся». Но не просто, когда мы вместе друг с другом, а когда мы вместе за ради Христа. Ведь и Сам Господь говорит нам: «где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди вас». Господь был с нашим князем, который победил очередное нашествие и изменил ход истории для нашей страны. Господь был с преподобным Сергием, молитву которого Он услышал и принял эту молитву, как дар за всю Россию. И сейчас мы особенно в наше очень непростое, иногда мрачное и смутное время, так нуждаемся в самой главной победе, которая начинается вот здесь – в своем сердце.

Мы должны победить свою лень, свою слабость, свою трусость, свое безразличие. Мы должны победить все свои обиды. Мы должны победить всю свою злую память о ком-то. Мы должны победить сначала в своем сердце, и тогда Бог даст порадоваться и другим победам. Даст нам радость снова обнять наших детей, наших сыновей, женам обнять своих мужей, детям обнять своих отцов. Тогда Бог даст нам и иную радость. Но начинается она с нас самих.

И пусть урок преподобного Сергия, который он сегодня нам преподает, будет для каждого из нас живым примером. Простой человек, совершенно простой жизни, жизни, о которой можно было бы сказать: «что он особенного сделал?». Но он победил себя, он в себе победил грех. И ныне прославляется всей нашей Русской землей.

Молимся преподобному Сергию, просим его: отче Сергие, ты, полюбивший Господа всем своим сердцем, ты, умевший любить нелицемерно, помоги нам научиться любить нелицемерно, молиться искренне, и не потому, что надо, и не потому, что теперь уже без этого никуда. Когда тебе врач говорит: «остаётся только молиться», и вот тут ты вспоминаешь о молитве.

Нет, преподобный Сергий, научи нас молиться, потому что без этого никак. Ну, как можно жить и не благодарить Создателя, Небесного Отца, Любящего Бога за всё, что у нас есть?! И даже за эту красивую дождливую тихую осень. Как не благодарить Бога за всё, что у нас есть?! Помоги нам, преподобный отче Сергие, жить нелицемерно, дружить, поддерживать других людей, молиться о них. Помоги нам, преподобный отче, и одержать победы, и победы, прежде всего, над нашими собственными страстями и грехами, над нашим ветхим человеком, как апостол говорит.

И тогда, преподобный отче Сергие, помоги, как ты некогда помог князю, и сегодня Отечеству нашему преодолеть все испытания и вернуть мир на нашу землю, на землю, которую Сама Пречистая Богородица, Она ведь являлась тебе и избрала Себе в удел, пусть в доме Божией Матери, в нашей любимой и драгоценной Родине, будет подлинный мир, начинающийся от каждого и продолжающийся в каждом. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас. Аминь.

8 октября 2024 года. Сергиевский храм города Лермонтова

135