«Святитель Харлампий служил Небу. Он был сам как Небо. Люди его очень любили и почитали. И за его кроткий нрав, и за его глубокую веру. А ещё за то, что он никогда не боялся ничего и не гнушался грешных людей. К нему приходил такой земной человек, испорченный грехом, с исковерканной жизнью, человек, который сам себе уже сказал: «ну, другой жизни у меня не будет». Мол, все так живут, и я так живу. Человек жестокий и порочный приходил к святителю Харлампию. И тот говорил с ним некоторое время, говорил совершенно простые вещи, но вещи, которые меняли жизнь».
Всечестные отцы, дорогие братья и сёстры, в этот день памяти святого священномученика Харлампия я поздравляю вас с праздником этого удивительного угодника Божия, в честь которого освящен этот замечательный храм здесь, в нашем доме, здесь, в нашем селе, в Порт-Артуре. Поздравляю вас с престольным праздником!
Каждый год этот день для меня особенный потому, что я знаю, если Господь благословит, увижу всех вас. И я знаю, как в этот день мы все собираемся здесь, в этом замечательном храме, чтобы здесь совершить нашу общую молитву. И, прежде всего, сила этой молитвы заключается в том, что мы вспоминаем своих предков. В большинстве своём здесь проживают те, которые родились уже здесь.
Но наши предки, наши праотцы, матери родились далеко отсюда, далеко от нынешней, современной России, родились в далёкой Греции. А потом немало пережили испытаний, гонений, которые, в конце концов, привели их сюда. И здесь наши родители нашли свой новый дом. И этот дом оставили для нас, и подарили своим детям. Вспоминая своих родителей, вспоминая своих предков, как и, вспоминая сегодня священномученика Харлампия, мы вспоминаем о том, сколько им пришлось пережить ради своей веры, сколько им пришлось пережить страданий и испытаний, гонений и притеснений.
Хотя может показаться – ну, как можно веру человека, веру в Господа и Спасителя Христа, Который зовёт любить других, как самого себя, Который заповедовал нам относиться к другим так же, как если бы ты хотел, чтобы также относились к тебе, как можно веру в Того, Кто призывает прощать обидчиков и молиться за тех, кто несправедлив, как можно веру в Того, Господа и Спасителя Христа, Который Сам, не вооружаясь, и не зовёт на какие-либо вооружённые столкновения, но говорит Своему апостолу: «верни нож, в его место, ножны, не поднимай руки на другого», как можно веру в Того, Кто зовёт к любви и говорит о Себе, что «Я есть любовь», ненавидеть?
Кажется, совершенно очевидно, что вера в Господа и Спасителя Христа, напротив, несёт каждому человеку не только благую весть, но ещё и удивительную силу отношений по-людски, по-человечески друг с другом. Он зовет любить старших, помогать обидимым, заботиться о немощных, поддерживать тех людей, которые не имеют даже средств к существованию. Он зовет быть милосердным. Разве этот голос может быть кому-то противен? Разве этот призыв может быть для кого-то угрозой?!
Но, подумать только, и во времена священномученика Харлампия, когда он жил в первые века от Рождества Христова, в век послеапостольский, и более поздние времена, и по сей день вера во Христа, Который зовёт к любви, становится предметом гонений, притеснений, ненависти, становится предметом опасности для тех, кто ненавидит, опасности для тех, кто настолько изменил своё сердце в грехе, в пороке, в страсти, в ненависти, что в этом сердце, знаете, как слепцу больно посмотреть из ночи на свет Божий.
Вот я перечитывал сегодня, ехал сюда на приход, к вам, житие Харлампия, и задавался единственным вопросом: так за что же ненавидели этого старца? За что же его подвергли таким страшным мучениям? Только лишь за то, что он не захотел приносить жертв человеческим страстям. Ведь, что такое суть идолы, которым служили язычники во главе с императором? Это человеческие страсти. Это страсти. Это то, что делает человека земным, и настолько его, говоря современном языком, заземляет, что в нём не остаётся никакого пространства для Неба.
Святитель Харлампий служил Небу. Он был сам как Небо. Люди его очень любили и почитали. И за его кроткий нрав, и за его глубокую веру. А ещё за то, что он никогда не боялся ничего и не гнушался грешных людей. К нему приходил такой земной человек, испорченный грехом, с исковерканной жизнью, человек, который сам себе уже сказал: «ну, другой жизни у меня не будет». Мол, все так живут, и я так живу. Человек жестокий и порочный приходил к святителю Харлампию. И тот говорил с ним некоторое время, говорил совершенно простые вещи, но вещи, которые меняли жизнь.
Он говорил ему: «а знаешь, ведь Бог, Создатель всего мира – это не Тот, Который ищет крови, не Тот, Который радуется проклятиям, истинный Бог – не Тот, Который исполняет эти проклятия, истинный Бог – не Тот, Который мстит, не Тот, Который казнит и карает, не Тот, Который прощает только особенных, а всех остальных ненавидит, выбирает одних от других, нет.
Истинный Бог, как Отец, Тот, Который подарил жизнь всему, и любит тебя также, как любит любого человека. И твой грех в тебе может исцелить и избавить тебя от этого греха, и не воздаст тебе. Разве что Своей отеческой любовью. Истинный Бог – это Тот, Который не добьёт упавшего, не добьёт слабого, не додавит наказуемого, а Тот, Который поднимет, простит, обогреет, приведёт в дом».
Такой человек, приходя к Харлампию, и слыша такие удивительные слова для своего жестокого века, для своего жестокого времени, оттаивал сердцем, душой. Он как будто бы просыпался от сна и говорил: «покажи мне этого Бога, я хочу веровать в Него». И принимал крещение от святителя Харлампия и возложение его святительских рук. Любовь, она, никогда не бывает ни с зубами, ни с кулаками. Она всегда с настежь отверстыми руками для объятий. Такая любовь – Божия, такая любовь и у тех, кто верит во Христа.
Мы из жития знаем, что святителя Харлампия пленили, его долго пытали, истязали. И когда читаешь про эти истязания, просто поражаешься изобретательности человеческой ненависти! Как можно ненавидеть другого человека?! Как можно ненавидеть старца, совершенно безобидного, как сегодня замечательно в своей проповеди сказал отец Андрей. Как можно так не почтительно относиться к седовласому старцу, вина которого была лишь в том, что он любил Бога и людей.
Мир бесновался в то время. Все эти истязания, все эти изуверства, кажется, не остались в тех далёких веках. Иногда смотришь на нынешние сводки, новости, эти изуверства стали ещё более изощрёнными. Гибнут мирные люди, страдают невинные. Мир, кажется, по-настоящему, как будто бы обезумел. Знает о Боге и не слышит Его. Знает о Воскресшем и не верует Ему. Времена меняются. Но вот это противостояние правды и лжи, света и тьмы всегда остаётся. И местом этого противостояния всегда является наше собственное сердце и наша собственная душа.
Почему Харлампий других любил? Потому что в своём сердце он победил ненависть. Почему Харлампий других прощал? Потому что в своем сердце он победил жажду отмщения. Почему Харлампий верил? Потому что в своей душе и в своём сердце он победил маловерие или отчаяние. И когда его страшно истязали, на лице его, как описывают описатели его жизни в своих воспоминаниях, не было никакого отчаяния, не было проклятий.
Напротив, он ещё просил перед самой своей смертью: «Господи, если есть на то Твоя милость, подари людям, которые будут вспоминать моё имя, Своё благословение». Которые просто будут вспоминать имя. Слышите, даже не подражать ему, не следовать след в след за ним. А только вспомнят о его жизни. Подари им Свое благословение, чтобы их душа была наполнена надеждой. Как бы тебя это время не истязало, сколько бы вокруг тебя не было несправедливых правителей, судей, лживых друзей, предателей и трусов, сколько бы вокруг тебя не было ненависти – посмотришь на Харлампия, и даже от одного упоминания его имени Господь даст тебе силы всё это преодолеть, все это пережить и остаться верным любви Божией.
По молитвам святого священномученика Харлампия пусть никогда наше сердце, наша душа не впускают в себя ни страх, ни отчаяние, ни уныние, ни злость, ни, тем более, злую память. Наши предки пришли на эту землю и здесь родили нас, и не жили злобой к тем, кто выгнал их из своих домов, а с любовью воспитывали нас, чтобы мы также с любовью воспитали своих детей. Пусть так и будет. И образ святого священномученика Харлампия пусть помогает нам в этом.
И его молитвами милосердный Бог да дарует мир нашему сердцу, благословение нашей жизни, да дарует тишину нашей душе, да дарует крепость нашей вере, да дарует горячность нашей любви, да дарует светлость нашей надежде. Чтобы мы, веря, надеясь и любя, и почитая своих предков, среди которых и святой священномученик Харлампий, сохраняли между собою любовь, а вместе следовали бы Тому, Кто есть любовь – Господу и Спасителю Христу. Аминь.
23 февраля 2024 года. храм священномученика Харлампия хутора Порт-Артур