«Когда мы собираемся в храме на молитву, то слова, которые мы слышим здесь, в стенах храма, отталкиваясь от этих стен, проникают в самую глубь нашей души, нашего ума, нашего сердца. И в особенности, когда эта молитва звучит о тех, от которых мы услышали горькие слова. Тогда наша молитва делает эти горькие слова ничтожными, тогда они обессиливают в нас, тогда они не принесут нам никакой горечи, как невозможного привкуса нашей свободной жизни».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, вместе с вами сегодня радуюсь счастливой возможности молитвы здесь, в стенах этого древнейшего храма, и вместе с вами радуюсь счастью причастия Святых и Животворящих Тайн Тела и Крови Господа и Спасителя Христа, вкусивши которых мы воистину чувствуем и особое свое единение, как единого тела Христова.
Сегодня здесь собираются люди, которые приехали из разных мест, чтобы совершить паломничество к этому древнему святому храму, чтобы здесь совершить свое внутреннее делание, свой подвиг, чтобы здесь показать свою веру в дерзновенном живом и искреннем общении с Богом.
Вся наша жизнь наполнена многим общением, и мы каждый раз, когда кому-либо что-то хотим рассказать, то, вспоминая в своих рассказах не только те места, которые мы видели, но очень часто и вспоминаем слова, которые мы слышали. Мы рассказываем другим людям о своих поездках, говорим о том, что слышали, и что было нам сказано.
Слово мы храним в своем сердце, и если заглянуть в свое сердце, то мы можем найти в нём множество сохранённых слов. Это и добрые слова матери, это и добрые, искренние слова признания друзей, это удивительной чистоты, прозрачности слова преданности и любви со стороны супруга или супруги. Но вместе с этим, бывают и горькие слова, которые мы тоже нередко храним в своем сердце. И если первые мы вспоминаем с трепетным биением сердца, то вторые нередко мы вспоминаем с очень горьким привкусом своей совести, своей свободы.
Потому что горькое слово всегда рождает в нас переживания тогда, когда мы на него не даём ответа. Ну, вот, как если бы на зажегшееся пламя не излить воды, то оно может предать пеплу всё, к чему притронется. Так и горькое слово, которое попадает в нашу душу, оно, как пламя, горит и пламенеет, если мы это слово не растворяем в своей молитве, если мы этому слову не даём силу через своё прощение. Это горькое слово в нас приносит горькие плоды тогда, когда находит в нас для себя место, чтобы укорениться через обиду, через злую память, через то, что дает силы ему в нас расти.
Трудно от таких слов избавиться, но если мы не предпримем этого шага, тогда нашей душе станет совсем душно от таких слов. Именно поэтому, когда мы собираемся в храме на общую молитву, мы наполняем себя новым звучанием, иными словами.
Когда мы собираемся в храме на молитву, то слова, которые мы слышим здесь, в стенах храма, отталкиваясь от этих стен, проникают в самую глубь нашей души, нашего ума, нашего сердца. И в особенности, когда эта молитва звучит о тех, от которых мы услышали горькие слова.
Тогда наша молитва делает эти горькие слова ничтожными, тогда они обессиливают в нас, тогда они не принесут нам никакой горечи, как невозможного привкуса нашей свободной жизни. Когда мы молимся о себе и о других, мы наполняем наше общение и себя самих, и общение с теми, о которых мы молимся, наполняем новым смысловым звучанием.
Боже, милостив будь нам. Господи, прости и помилуй нас. Господи, помоги нам. Ты, полюбивший и по любви сотворивший нас, Господи, дай нам Твоей любви, потому что нам своей не хватает, чтобы простить, чтобы терпеть, чтобы не помнить злого, чтобы оставить отмщение Тебе, Господи, ибо Ты говоришь: Я - отмщение, Я воздам.
Особой силой обладает молитва здесь, в этих древних местах. Она обладает здесь особой силой еще потому, что на протяжении тысячелетий, подумать только, тысячелетий, в стенах этого храма совершалась молитва. Да, здесь, в этих стенах, звучали разные слова и благодарности к Богу, и хвалебных гимнов, слова и отчаяния, и жестоких приговоров тогда, когда этот храм был поруган, и когда пытались его разрушить, да здесь звучали слова надежды и благодарности, и слова алчных и жестоких людей, которые искали здесь какие-то сокровища, оскверняя его, совсем недавно это было, и людей, которые пытались поджечь этот храм. Понятно, что слова этих людей навряд ли были наполнены светом. Но какие бы здесь слова не звучали, мы верим, что в Своём доме Бог каждому отвечает Своим миром.
И даже тем, которые с надорванной совестью, с поруганной совестью поднимали руки на стены этого храма, и им Господь отвечает Своим отцовским судом, суть которого мы слышим в Его же словах в Евангелии: не смерти грешника хочу, но если обратится, то дам ему жизнь вечную. Верим, что и сегодня Господь о каждом из нас изрекает слово блага, слово, которым Он сотворил весь мир видимый и невидимый. Сегодня Он обращает и к каждому из нас, чтобы в нас, обновляя, вновь сотворить чистую, достойную совесть, чтобы в нас, обновляя, вновь сотворить светлую и благодатную и благородную жизнь.
Сегодня Господь, верю, изрекает слово каждому из нас, чтобы этим словом укрепить нашу надежду, нашу любовь, нашу веру. И это слово, которое Он, изрекая, дарит каждому из нас: вы - Мои друзья, а Бог есть любовь, да и вы, - говорит, - любите друг друга. Пусть эти слова наполнят нас добрым, живым, сильным присутствием к тому, чтобы перебороть свои страхи и забыть злые слова, и покаяться в них, и не хранить их больше в своем сердце, и не питаться от них больше, отравляя свою собственную жизнь.
Дай, Господи, нам здесь в этой соборной молитве, в этих древних стенах наполниться благодарностью Богу, показавшему нам Свой свет и подарившему нам Своё Слово Воплощенное. Аминь. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн. И всех вас еще раз благодарю за сегодняшний труд, который вы предприняли, приехать сюда, прийти, совершить паломничество в эту древнюю кавказскую святыню.
***