«Просвещение – это утоление адамовой тоски. И пусть каждый из нас ищет это Богообщение. Пусть каждый из нас ищет его в молитве к Богу, обращенной к Нему в домашнем правиле, обращенной к Нему в церковном собрании, обращенной к Нему всякий раз, когда мы видим вокруг себя жизнь со словами: «благодарим, Господи, Тебя за данную жизнь, просвети каждого из нас, подари нам света, чтобы нам не потерять верного пути, не преткнуться, не разбиться, не потеряться, подари нам света, который Своё, то есть нас, вернул к Тебе. Слава, Господи, Просвещению Твоему, Богоявлению Твоему!»
Всечестные отцы, дорогие братья казаки, дорогие братья и сестры, я с радостью разделяю с вами сегодняшнее торжество Крещенского сочельника, предпразднства Крещения Господня, Богоявления.
В древности этот праздник совершался вместе с днём Рождества Господа и Спасителя Христа и назывался одним названием – Просвещение. Древние христиане радовались тому, что Господь, Воплотившийся, явил в образе Своего воплощения, в образе Господа и Спасителя Христа Себя Самого во всей Своей полноте.
Для переживания человеку очень важно не просто представлять себе Того, с Кем ты общаешься, а иметь непосредственное прямое общение с воплотившимся Словом. Это прямое общение является не только естественным внутренним желанием, но и вместе с этим, это прямое общение является ещё этой самой, как думается, передающейся тоской Адама после того как Адам потерял возможность общения с Богом, после своего грехопадения.
И вот эта адамова тоска, это адамово желание, знание прямого общения с Создателем и Творцом, такого общения, которое наполняло его не только внутренней сыновней радостью, но и ещё восхищало бесконечной благодарностью и любовью к своему Создателю, такого общения всегда жаждет человек.
И для каждого, пожалуй, для каждого: и для того, кто внешне исповедует и для того, кто еще, быть может, только на пути поиска веры, и, наверное, даже для тех, которые для себя приняли решение, что они совершено одиноки в своей жизни, в какие-то особенные обстоятельства нашей жизни мы всегда, несомненно, чувствуем присутствие Божие.
Просвещение, Богоявление – это утолённая адамова тоска, не только омытый первородный грех, что и стало особым событием, которое теперь мы совершаем над собою – крещением, совершаем и омовение первородного греха, но ещё это стало восстановлением того непрекращающегося общения с Богом, Которого человек не изображает себе, а общение с Богом, Который в Себе изобразил человека, воплотившись, родившись, явив Себя во всей Своей полноте, явив Себя так, как может принять сам человек, показав Себя настолько, насколько способна ограниченная человеческая сущность воспринять безграничного Святого Вечного Великого Бога.
В Крещении, мы знаем, Крестившийся Сам Спаситель Христос, Говорящий с неба Бог-Отец и явившийся голубь – все олицетворяли Собой явление Святой и Живоначальной Троицы. Явление Бога человеку – это знак примирения. Явление Бога человеку – это знак прощения, это образ того, что Бог вернулся в человеческую жизнь не посредством достоинств или недостоинств человека, а посредством Своей божественной любви к каждому человеку.
Сегодня в Крещенский сочельник мы слышим и проповедь Иоанна Крестителя, которая открывает нам путь к тому, чтобы, как Адаму, вновь увидеть Бога и общаться с Ним, и этот путь через покаяние. Иоанн Креститель так и говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Наше покаяние всегда возвращает нас к Богу. Наше горькое сожаление о соделанных грехах и не только живое и сильное желание исправить эти грехи, но и первые шаги, которые мы делаем в направлении к свету всегда приносят нам большую радость, утешение, ибо Бог всегда находится в сокрушенном сердце. Бог сокрушенное и смиренное сердце никогда не отвергает.
Но, напротив, принимает его, вселяется в него, как ныне в Иордан, и являет Себя Самого во всей глубине, во всём пространстве, иногда и мрачном нашей собственной жизни. Просвещение – это утоление адамовой тоски. И пусть каждый из нас ищет это Богообщение. Пусть каждый из нас ищет его в молитве к Богу, обращенной к Нему в домашнем правиле, обращенной к Нему в церковном собрании, обращенной к Нему всякий раз, когда мы видим вокруг себя жизнь со словами: «благодарим, Господи, Тебя за данную жизнь, просвети каждого из нас, подари нам света, чтобы нам не потерять верного пути, не преткнуться, не разбиться, не потеряться, подари нам света, который Своё, то есть нас, вернул к Тебе. Слава, Господи, Просвещению Твоему, Богоявлению Твоему!» Аминь.