«Мы должны не просто говорить о Евангелии, мы должны передавать само Евангелие свидетельством нашей собственной жизни. Мы только тогда можем помочь другому человеку, когда наша собственная жизнь свободна от порабощения греха. Когда наша собственная совесть чиста, тогда мы можем помочь и другому человеку. Когда мы имеем чистое сердце и чистую душу, освобожденную от проклятия греха, тогда эту самую чистоту мы можем сообщить другому человеку».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Священное Евангелие, открывая нам слово Божие, сохраняет для каждого из нас живость этого слова. В Священном Евангелии мы, как всегда в новом, чистом источнике, находим правду. Я хотел бы вновь перечитать то Евангелие, которое мы только что слышали за литургией, чтобы из этого источника взять себе правды.
Вот что пишет апостол и евангелист Лука: «созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; И в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». (Лк IX, 1-6).
Это Священное Евангелие, во-первых, открывает нам тайну того, что Бог подаёт человеку силу ко всякому доброму делу. Как друг делится с тем, кому доверяет. Господь дает силу врачевать болезни и наступать на всякую неправду Своим апостолам, и при этом, дает им двуединую силу. Эта двуединая сила дается не только им, но и каждым восприемникам святых апостолов, то есть каждому из нас, кто верует по-апостольски. Итак, эта сила преодолевать болезни и бороть их и в самих себе, и в других.
И ещё Господь говорит: идите и проповедуйте Евангелие – это сила слова. Всегда эта двуединая сила исправления человеческой жизни действует тогда, когда она одинаково проистекает из нас. Я поясню, о чём хотел бы сказать. Чтобы сообщить другому человеку, передать ему некую силу, передать ему освобождение от греха, передать ему восстановление его собственного внутреннего физического мира, мы должны проповедовать Евангелие словом.
Проще говоря, мы должны не просто говорить о Евангелии, мы должны передавать само Евангелие свидетельством нашей собственной жизни. Мы только тогда можем помочь другому человеку, когда наша собственная жизнь свободна от порабощения греха. Когда наша собственная совесть чиста, тогда мы можем помочь и другому человеку. Когда мы имеем чистое сердце и чистую душу, освобожденную от проклятия греха, тогда эту самую чистоту мы можем сообщить другому человеку.
Какой смелости может научить тот, кто сам боится? Какой решительности может научить тот, кто сам нерешителен? К какому исправлению может привести тот, кто сам ничего не меняет в своей собственной жизни и не исправляет? Потому Господь и говорит: не берите с собою две одежды, - как толкуют святитель Феофилакт Болгарский: не будьте двоемыслены, двоенравны и двоевольны. Взялся – иди, решился – дружи, начал – молись, поднялся – исправляйся и больше не падай.
Если ты не допускаешь в своей жизни вот этого самого двуличия и разделения в себе желания и делания, то тогда Господь даст тебе силу к исправлению своей собственной жизни и болезней тех, кто находится рядом с тобой.
Исцеление от болезни – это не только освобождение от физического недуга, это, прежде всего, восстановление собственной веры человека, это, прежде всего, восстановление внутренней свободы, которая человека освобождает от тени смерти, от страха перед грехом, и возвращает человеку смелость и решительность перед Богом.
Господь говорит нам, чтобы мы, проповедуя и исцеляя в людях всякую болезнь, то есть, показывая им добрый и назидательный пример жизни, должны оставаться в одном месте, не должны бегать с места на места, должны быть постоянны в своём устремлении к Богу. Как бывает постоянным тот человек, который выходит сеять на поле. Если бы он перебегал с одного места на другое, смог ли он тогда, поступая так, что-либо оставить на поле, в которое вышел сеять?
Если человек берётся дружить, то пусть совершает её со всем усердием и силой. Берется молиться, пусть крепко и усердно совершает эту молитву. Берётся совершать какие-либо другие добрые дела, пусть не оставляет этих добрых дел, тогда сможет помочь и самому себе, и тому, кто рядом.
Исцелить болезнь – это значит научить, прежде всего, верить, это значит научить не отчаиваться. Исцелить болезнь – это значит вернуть человеку внутреннее пространство свободы, чистоты, надежды и любви, которая и приводит человека к настоящему, здоровому, верному образу.
Господь говорит нам ещё о том, чтобы мы не имели никакой выгоды от других людей, чтобы мы совершали своё дело служения словом и примером, не надеясь на какую-либо выгоду, кроме одной – быть полезным Богу, быть Его оружием любви, быть Его словом надежды, быть Его светом дел. Тогда Господь Сам подаст нам всё, что необходимо к нашей жизни.
Куда бы я не пришёл, если я прихожу с Богом в сердце, в душе, в жизни, в поступках, в словах, я найду себе там дом. Но если в моём сердце этого нет, то в этом месте останутся больные. Евангелие зовет нас к делу. И дай, Господи, чтобы это самое дело совершалось в каждом из нас – проповедовать словом, не учить, а самим быть наученным от этого слова, им действовать, им жить, исцелить себя от тени греха, и этим светом помочь увидеть верную дорогу, и исцелить от всяких не правд тех, кто рядом с нами.
Господь, давший нам эту заповедь, и как друг, подаривший нам такую силу, да пребывает с каждым из нас. Аминь.
16 ноября 2019 года. Георгиевский храм села Греческое