"Орудие позорной смерти стало орудием избавления от проклятия через таинственную жертву, совершенную на Голгофе. Господь, восходя на Крест, принимает на Себя образ человека, воплощается, принимает на Себя всё человеческое кроме греха, и на Кресте, вознося человеческое, омывает Своей божественной Кровью. Крест – это место возвышения человека".
Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с празднованием Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И в этот день сегодня мы вспоминаем особую радость надежды, которую черпаем от Животворящего Древа Креста Господня. Для некоторого человека, как об этом свидетельствует и апостол, слово крестное тоже самое, что говорить, как будто бы находясь не в себе, безумство есть. Как же так может оказаться, что само Древо Честного и Животворящего Креста Господня, древо смерти, орудие казни становится особым знамением, которому мы, поклоняясь, молимся и с любовью лобызаем и с трепетом носим на себя крестное знамение?
Объяснение этому совершенно просто – Бог освятил это орудие казни через Свою божественную и искупительный смерть, омыв его Своей Кровью, сделал его древом спасения. Как Бог искупляет каждого человек, омывая в нас омраченный образ и подобие Божие. Как и некоторые из нас, когда оступаются и падают, имеют порицание и небрежение, но когда поднимаются в покаянии и встают, и омываются слезами покаяния, возвращают в себе любовь и доброе имя. Орудие позорной смерти стало орудием избавления от проклятия через таинственную жертву, совершенную на Голгофе. Господь, восходя на Крест, принимает на Себя образ человека, воплощается, принимает на Себя всё человеческое кроме греха, и на Кресте, вознося человеческое, омывает Своей божественной Кровью. Крест – это место возвышения человека.
Теперь после Голгофы это не только лишь орудие казни, это ступень, открывающая небо, место возвышенное, место, с которого человек яснее и понятнее, ощутимее, зримее, уяснимее видит Самого Бога, ибо Бог с Креста смотрит на человека. Голгофа, которую Господь освятил Своей божественной Кровью стала поистине пуповиной всего человеческого рода. Это стало место точки связи с небом, особого устроения этой связи, о которой Господь говорит: кто хочет последовать за Мной, возьми крест свой и следуй за Мной. Вот как действует эта связь. Всякий, кто берёт свой крест, данную от Бога жизнь, всякий, кто с терпением переносит испытания, кто с надеждой и любовью переносит всё то, что в человеческой жизни вызывает слёзы и горечь, всякий кто надеется, не будет посрамлен. Но дам ему, - говорит Бог, - жизнь вечную.
Голгофа, на которой распялся Христос – это место, запечатлённой любви Божией. И с Креста Господь не отвергает нас, но наоборот распростер руки, как бы обнимает каждого из нас. И с Креста говорит нам: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас (Мф 11:28); возьмите иго Моё на себя, ибо оно благо. Крест Христов – это место, где наше человеческое так уясняется и понимается Богом. У Креста всякий плачущий увидит и плачущую Марию, всякий скорбящий увидит и скорбящего Христа, всякий погибающий и умирающий увидит и истлевающий дух, который Господь испускает, отходя от тела, оставляя его через крестную смерть. У Креста человек найдёт человеческое: всю боль одиночества, невыносимую остроту предательства, ненависть, неблагодарность. У Креста всякий человек найдет то, что по-человечески переживает в жизни, и может всё это там оставить, ибо Бог всё это перетерпел, всё это пережил, перенес ради каждого из нас. И там у Креста это может каждый из нас оставить, потому что Бог так повелевает: прости им, Боже. С Креста Господь даёт и нам Свое прощение.
Праздник Воздвижения Креста Господня – это поднятая над нашими головами правда, в которой любящий Бог распинается за нас. Праздник Воздвижения Креста Господня – это обретённая святыня, которая, как после долгой ночи, солнцем поднимается над горизонтом нашей жизни. Обретение Креста Господня – это просвет в нашей жизни, и этот просвет имеет форму креста. И всякий, кто к нему стремится и сквозь него крестом проходит, достигает вечной жизни. Сегодняшний день – это день нашей радости и благодарности Богу, избавившему нас от работы вражьей. Это день благодарности равноапостольной Елене, матери Константина Великого, которая и отыскала Крест и подняла его над градом святым, дав возможность всем любящим Христа лобызать его. И эта радость Елены сегодня становится и нашей радостью, в которой живая надежда живущего в наших сердцах Христа, живая надежда на истинного Бога, любящего Отца.
В нашей жизни мы можем многие строить планы и многие для себя предызображать будущие шаги, но мы должны понимать, что правильное движение – это движение к свету. Верное движение тогда, когда в нас больше становится света. Если я что-то делаю, но это не приносит ни радости, ни утешения, нужно остановиться. И уж тем более, если это вызывает слёзы и боль у других, нужно остановиться. Верное будущее –это рассвет в виде креста, и когда мы стремимся к нему, преодолевая все временные обстоятельства, то тогда и временное станет в радость и не будет тяжестью.
Говорит Бог: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:30). Почему же? Да, потому, что Он Сам нас, носящих свой крест, носит на Своих руках с нашим крестом, с нашими испытаниями и жизнью, с нашими приобретениями и потерями, с нашими восстаниями и падениями, с нашими вечерами и рассветами, с нашей любовью и дружбой. Бог носит нас, оттого иго Его благо. Силою Честного и Животворящего Креста Своего, который сегодня мы празднуем и которому мы кланяемся, воспоминая Воздвижение, Господи, возлюбивший нас даже до Креста и смерти крестной, помилуй каждого из нас, всех нас. Аминь.