О радости служения Богу

18.05.2018
Просмотры: 1479

"Нам нужно, как мне думается, особенно радоваться тому, что у нас есть возможность совершать Его обыкновенное чудо - питать людей тем, что Бог послал теперь нам самим. Веришь? Напитай другого верой. Молишься? Помолись вместе с другим. Можешь что-то доброе найти и сказать? Скажи это доброе. Можешь поддержать своим присутствием? Поддержи. Одним словом, всем тем, что тебе Бог дал, у тебя есть, послужи не только себе, но и другим".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Эти слова в дни светлой Христовой Пасхи так удивительно наполняют и насыщают нас. Вот о насыщении сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы вновь перечитать его для для лучшего понимания евангельского текста и размышления над этим священным Евангелием.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелие пишет следующее: "Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир". (Ин 6:5-14).

Безгранично милосердие Божие, о котором свидетельствует Священное Евангелие, о котором свидетельствует вся история человеческого рода, милосердие Божие, о котором может свидетельствовать каждый из нас - как Господь заботливо относится к каждому из нас! Иногда, когда мы находимся в нужде, бывает так, что мы, искушаемые дьяволом, думаем, что забота Его недостаточна. Нам тогда хотелось бы, чтобы эта забота была проявлена в большей степени. Ну, совсем мало этой заботы. Будь это болезнь или какие-то другие жизненные испытания, или обстоятельства, будь это какая-то ситуация, которая сложилась вокруг нас, и мы тогда, искушаемые своим маловерием, говорим: «Господи, вот бы Ты явил Себя в полной силе». Говорим так, не замечая, что Он всё ещё продолжает заставлять биться наше сердце, вздыхать воздухом, Он всё ещё питает нас, дает нам солнечный свет, дает нам друзей, дает нам людей, которые нас окружают. Одним словом, уже дает нам прежде нашей просьбы силу к нашей жизни.

В сегодняшнем Евангелии Господь с самого начала, с самых первых слов чтения Евангелия, как замечает святитель Феофилакт Болгарский, воззрев на людей, заботится о них. Смотри, куда Свой взор устремляет Сам Бог! Что Ему интересно в мире, Им сотворенном! Он не является сторонним созерцателем этого мира. Он не является исследователем того, что Сам сотворил, рассматривая, как Им сотворенное будет дальше жить. Он с вниманием, с заботой смотрит на человека. И увидев, - говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, - людей, когда поднял очи, спросил: где можно взять хлеба, чтобы всех их накормить. Господь заботится о том естественном, что вложил в нашу природу. В том числе, и о нашей необходимости физического пополнения своих сил. Но прежде заботится не для того, чтобы мы были сыты, а для того, чтобы живы. Когда мы кушаем пищу, делаем это не для того, чтобы лишиться голода, а для того, чтобы не лишиться жизни. Бог заботится о нас ровно столько, чтобы нам жить.

Далее мы слышим, как Христос обращается к одному из апостолов. Он говорит Филиппу: «надо бы покормить этих людей», - искушая его, - как замечает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. «Искушая» - как замечает святитель Иоанн Златоуст, - не означает, что Он ввергает его в состояние, когда на этого человека нападают демоны. «Искушая» в том смысле, что Бог дает человеку возможность явить свою веру. Ну, как если бы родитель давал возможность своему ребёнку сделать первый самостоятельный шаг, когда он отпускает своего ребенка и делает некоторый шаг назад.

Можно было бы сказать о таком родителе: он искушает своего ребёнка. То есть дает ему такие обстоятельства, чтобы испытать твердость его ног - как он сделает этот шаг и порадоваться этому первому шагу. Бог и нам, каждому из нас даёт возможность делать шаги нашей собственной веры. Он, как бы как родитель, отходит назад, оставляя при том протянутые к нам руки и прямой взгляд к каждому из нас, не отворачиваясь, не делая вид, что не замечает нас, а напротив, внимательно наблюдая за нами, дает нам возможность сделать шаг настоящего человека. Господь испытывает веру в каждом из нас, не потому что не знает сколько в нас этой веры. А потому, чтобы мы сами познали, как много в нас вера может делать. Он дает нам возможность дышать полной грудью. Он дает нам возможность видеть широко, слышать остро. Он дает нам возможность размышлять так, как не может размышлять ни одна из сотворенных тварей Им. Он дает нам возможность свободы и радуется, когда мы эту возможность освобождаем от уз греха.

Говорит так апостолам, говорит так и каждому из нас: «вы дайте им есть» - для того, чтобы дать нам возможность действовать. Что же это означает? Прежде всего - доверять Его слову, не оставлять Его. Смотри, когда апостол Филипп услышал эти слова Христовы, он ведь не оставляет Его и не бежит куда-то. Он продолжает общаться с Ним и говорит: мы здесь можем собрать некоторое количество денег, но и этого нам не хватит. Смотри, он ищет ответ рядом с Богом.

Как часто в разных обстоятельствах и испытаниях нашей жизни мы начинаем искать ответ где угодно, но только не в Евангелии. Очень часто мы начинаем возвращаться к нашему собственному опыту или к опыту других людей. Мы начинаем искать разных советов. Всё это полезно, но всё это принесло бы пользу, если бы всё это мы делили бы с Богом, как свою надежду, если бы мы не теряли Его из вида. Вот как Христос не теряет из вида каждого из нас, если бы мы не теряли Его из вида. Ну, вот любое обстоятельство - с кем-то поссорился. Конечно, ты можешь искать искусные слова, чтобы принести человеку эти слова. Или кто-то обидел тебя - ты можешь искать разных свидетелей, чтобы подключить к этой обиде, чтобы вразумить человека.

Но проще и в первом, и во втором, и в других случаях было бы взять себе в свидетели Самого Бога и начать молиться за этого человека искренне каждый день. Вот всем своим сердцем, всей своей верой, которая только в тебе есть начать молиться за этого человека. И тогда в присутствии Божием нуждающиеся насыщаются, получают просимое. Да и кстати, те люди, которые тогда шли ко Христу, а было их пять тысяч человек, не искали от Него хлеба. И подойдя к Нему, никто из них не говорил: дай нам есть. Они хотели просто быть рядом с Ним, слышать Его, видеть Его, верить Ему, любить Его слово, Его образ.

Дальше Евангелие рассказывает нам об удивительном чуде умножения нескольких хлебов и нескольких рыбок. При этом, опять же святитель Феофилакт Болгарский замечает следующее. Как он интересно размышляет об этом! Он говорит: посмотри, Господь не пренебрегает уже имеющимися предметами. Он мог бы из ничего сотворить еду, как из ничего сотворил мир, как из ничего сделал всё. Но почему же Он в руки берет немного хлеба и немного рыбок? Неужели Ему нужно было с чего-то начать? Нет. Он показывает, что всё в Его руках может иметь живое начало, в Его руках ничего не бывает напрасного.

Или по-другому скажу. Всё, что Бог берёт в Свои руки, Он использует только лишь для одной цели - чтобы мы с тобой жили. Всё, что бы Он не взял в Свои руки - землю ли, небо ли - всё вокруг, всё служит одной цели - нам давать жизнь. И вот Он, взяв эти хлеба и рыбы, благословляет, раздает ученикам, ученики - народу. Все насытились. Но больше всех, мне кажется, насытились ученики. Нет, не физической пищи. Не потому, что они могли съесть столько, сколько хотели. А потому, что они удостоверились в том, что если свои нужды, страхи, опасения, надежды делить с Богом, Бог умножит все - умножит нужду на восполнение, страх на смелость, одиночество на большое количество братьев и сестер. Бог всё тогда меняет, если всё, как сказал бы современный человек, решать в Его присутствии. Могу представить себе только, как радовались апостолы, когда они кормили этих людей. Радовались не потому, что у них было много хлеба. А радовались потому, что Бог их много возлюбил, радовались, видя, как Бог заботится о человеке, даже в малом, даже в простом.

И это сегодняшнее Евангелие ко многому нас обязывает и ко многому нас призывает. И каждый для себя найдёт то, что ему необходимо в сегодняшнем евангельском откровении. Но вот моё сердце затрагивает эта радость апостолов. Как они радовались не потому, что они, но потому что Бог их руками помогает другим людям. И нам бы стоило эту радоваться. И не нужно думать, задаваясь вопросом: где я возьму? Бог не оставит. Ведь, чтобы сказать доброе слово, не нужно иметь громадный словарный запас, достаточно одного доброго слова. Чтобы поддержать человека, не нужно иметь большие материальные возможности или какие угодно другие, просто можно остановиться и поддержать человека, который зашатался, а если он упал, встать на колено и поднять его. Для этого не нужно быть очень сильным, очень известным, очень влиятельным человеком, чтобы рядом другому человеку подарить надежду, улыбку, хорошее слово, внимание, немного своего времени - всё это Бог умножит и в том, кому ты это подаришь, и в тебе самом.

Нам нужно, как мне думается, особенно радоваться тому, что у нас есть возможность совершать Его обыкновенное чудо - питать людей тем, что Бог послал теперь нам самим. Веришь? Напитай другого верой. Молишься? Помолись вместе с другим. Можешь что-то доброе найти и сказать? Скажи это доброе. Можешь поддержать своим присутствием? Поддержи. Одним словом, всем тем, что тебе Бог дал, у тебя есть, послужи не только себе, но и другим. Да и не будем жадничать. Можем поделиться и тем, что всегда Бог вкладывает в наш карман руками других людей. Как того самого мальчика, у которого и оказались эти несколько рыбок и несколько кусочков хлеба. Умножив дар ребёнка, Бог напитал тысячи людей.

Дай Бог, и каждому из нас, вспоминая это сегодняшнее Евангелие, всеми силами своей жизни, всей своей верой, всем опытом своей жизни просто делиться с теми, кто рядом. И самое главное - радоваться не потому, что ты это сделал. Нет. А потому, что Бог твоими руками творит Свою правду и помогает людям жить. Этому радуйся. И не думай, что это твой хлеб - ты берешь его всегда из рук Божьих. Аминь.

***

9 мая 2018 года. Лазаревский храм Пятигорска

1479