О целительном Слове

12.07.2017
Просмотры: 1816

"Господь называет Себя Врачом. Какое удивительное милосердие! Он не говорит, что пришел судить и наказать виновных, Он не говорит, что пришел в гневе поразить тех, кто оскверняет землю своей жизнью, Он не говорит о том, что пришел уничтожить всякое зло, Он говорит, что пришел исцелить больных, как заботливый Врач, как любящий Отец, пришел призвать к покаянию. И говорит это Он не о тех, других, а о нас с вами, о каждом из нас".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас поздравляю с сегодняшним днем нашей молитвы, с днем памяти благоверных князей Муромских Петра и Февронии. Каждый раз, когда мы собираемся за богослужением, ответы, которые мы ищем, на вопросы нашей жизни мы находим в Священном Евангелии. Я хотел бы вместе с вами вновь вернуться к только что прочитанному Евангелию и поразмышлять над ответом, который Христос дает Своим ученикам.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: "Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:9-13) 

Несколько удивительных вещей поражают в сегодняшнем Евангелии. Во-первых, мы видим как Господь призывает апостола Матфея. Следуй за Мной, - говорит Он ему. Эти слова очень часто Господь говорит нам словами нашей совести, когда призывает нас оставить какое-либо дело, не приносящее, впрочем, нам никакой радости. Сборщик пошлин был несчастлив не от того, что работал, а от того, что эта работу его очень часто приносила несчастье другим людям. Со временем он, должно быть, говорил сам себе: ну, что ж, не я – такой, жизнь – такая, она заставляет меня делать то, что я делаю, и я, как бы, уже ничего не могу поменять. Разве один человек может поменять целую систему? Возможно, так думал Матфей. Но чаще всего так думают некоторые из нас. И очень часто так думают о своих привычках, которые, как будто бы, нельзя поменять. Ну, ничего нельзя изменить. Это неправда!

Когда к нам обращается Господь голосом нашей совести, и зовет нас следовать за Ним, т.е. перестать делать то, что не должно делать человеку, перестать убеждать себя мыслью, что один человек ничего не поменяет. Ты ничего не поменяешь вокруг, но ты можешь поменять что-то в самом себе. Господь не зовет менять вокруг себя весь мир, Он зовет себя преобразить, себя самого изменить. И когда Он зовет нас: следуй за Мной, т.е. говорит нам: поступай по-человечески, поступай, как надо поступать, как правильно. Ты же знаешь, как правильно: не надо врать, не надо лжесвидетельствовать, не надо переносить всякие пересуды, не надо ненавидеть, не надо мстить, не надо жить обидой. Следуй за Мной, - говорит Господь, т.е. скажи правду, начни жить по совести, по-человечески, не делай того, что является грехом, и не говори себе, что по-другому нельзя. Можно! Поменяй себя, - говорит Господь, - следуй за Мной. Апостол все оставил и последовал за Христом.

Этот призыв к нему, этот голос Божий, который он услышал в своей внутренней совести, он услышал с такой очевидностью, что поменял себя, стал для него точкой изменения мира, прежде всего, в себе самом. Первое, что в сегодняшнем Евангелии поражает нас и возбуждает нашу совесть к тому, чтобы прислушаться к ней. Следуй за Мной, - говорит Господь, - поменяй то, что ты до сих пор никак не можешь изменить в себе. 

И еще, когда Христос пришел со Своими учениками и общался с ними, то находящиеся там фарисеи говорили: посмотрите, Он общается мытарями, Он общается с грешниками, Он общается с людьми недостойными. Святитель Иоанн Златоуст вот что замечает на это. Он говорит: посмотри, как всяко стараются отвлечь от правды. Каким образом? Ложью.

Так нередко бывает и в наше время, когда люди приходят к Богу, и когда они ищут общения с Ним, то нередко можно услышать слова: посмотрите, кто там, в храме, посмотрите, кто рядом с ним, посмотрите на этих людей, какие они. Иногда этот укор очень полезен, чтобы действительно задуматься о своей собственной жизни. Но чаще всего, как замечает Иоанн Златоуст, этот укор звучит для того, чтобы отвлечь от Бога через других людей, отвлечь от правды через то, чтобы оглядываться на неправду, которая живет в людях. На это Христос отвечает лицемерным фарисеям: пойдите, научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы. Святитель Игнатий, епископ Кавказский замечает на это следующее: какие говорит Господь страшные слова, Он говорит им: пойдите, выйдите от сюда, идите и там научитесь, ибо ваше лукавство и ваше коварство не ищет правды, оно всегда ищет лжи, и все покрывает этой ложью для того, чтобы самим не жить этой правдой. Этот укор, впрочем, звучит не только фарисеям.

Тогда, когда мы слышим такой очевидный призыв совести к изменениям, диавол приступает к человеку и начинает вращать нашей головой, нашим сознанием, цепляясь за то, что может сбить нас с пути. Посмотрите, - говорит он, - на этих людей, ну какие они. Ну, посмотри, на тех, кто рядом с Ним – мытари, грешники, люди недостойные, люди, живущие недоброй жизнью. Да, пока они без Него, они такие. Но рядом с Ним они обязательно поменяются. Ибо как замечает апостол: Бог силен изменить все. Мы должны искать правду, если по-настоящему хотим ее, не в других людях, а в самих себе.

Если мы по-настоящему хотим быть совершенными, должны искать чистоту и святость жизни не в других, но во Христе, а через Него и в самих себе. На это Господь говорит следующее: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я, - говорит Господь, - пришел не праведников призвать к покаянию, но грешников. Если ты жаждешь правды, обнажи свою неправду перед Ним, как болезнь перед врачом, и Он исцелит ее. Не надо искать болезни в других людях. Ты пришел во врачебницу, где нет здоровых, где каждый болен грехом, но здесь Врач, Который может дать тебе лекарство к выздоровлению. Не ищи здоровых вокруг, но ищи Врача, чтобы себя быстрее вылечить, чтобы свои грехи исцелить, себя самого изменить.

Господь называет Себя Врачом. Какое удивительное милосердие! Он не говорит, что пришел судить и наказать виновных, Он не говорит, что пришел в гневе поразить тех, кто оскверняет землю своей жизнью, Он не говорит о том, что пришел уничтожить всякое зло, Он говорит, что пришел исцелить больных, как заботливый Врач, как любящий Отец, пришел призвать к покаянию. И говорит это Он не о тех, других, а о нас с вами, о каждом из нас. Не здоровые имеют нужду во Враче, но больные. Осознание своих собственных грехов, понимание своей собственной жизни, как жизни, в которой нередко грех действует как хозяин, это путь к выздоровлению. Как только ты поймешь свою собственную греховность, как только ты увидишь свои собственные грехи, только тогда ты сможешь увидеть Врача, только тогда ты сможешь по-настоящему стремиться к Богу, истинному Врачу, Дающему изменение, исправление, исцеление нашей собственной жизни.

Итак, сегодняшнее Евангелие зовет нас к тому, чтобы мы, прежде всего, изменяли свою собственную жизнь. Когда услышим теперь голос совести, вспомним сегодняшнее Евангелие. Тогда Матфей пошел за Ним. Он изменил свою жизнь. Дерзнем и мы изо всех сил, как только начнет нас очередной раз в чем-то укорять наша совесть, поменять свою жизнь, не будем делать то, что привыкли, дурное, но наконец-таки, избавимся от этого.

И второе, сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что мы должны лечить не других. Есть Врач, Который лечит. Мы должны спешить лечиться сами, изменять свою собственную жизнь, осознавая свои собственные грехи, не окриками на других: да, все такие, все так живут, вон на тех посмотри или на тех посмотри. Ты у Врача посмотри на себя. Посмотри на себя! Покажи Врачу свои болезни, и Врач исцелит тебя от них. А если будешь искать болезни в других, сам рискуешь погибнуть от своих болезней. Об этом сегодняшнее Евангелие. Запомним его, будем размышлять над ним еще много-много раз, и когда увидим другого человека, которого осудим за то, что он согрешает не так, как мы грешим, вспомним о сегодняшнем Евангелии. Нужду во Враче имеют больные, и этого человека с его грехами приведем ко Врачу, приведем к Тому, Кто может дать исцеление.

И когда будем проходить мимо нуждающегося или больного, мимо человека согрешающего, человека отчаянного и жестокого, вспомним о Враче и попросим Врача помочь этому человеку. Не будем судьями, а будем заботливыми и добрыми, милосердными самарянами, как тот самарянин, что принес немощного в больницу. Сегодняшнее Евангелие о настоящих людях. И дай Господи, каждому из нас силы, мудрости, решимости, правды, смелости стать настоящим человеком, последовать за Ним, прийти к Врачу, получить исцеление и других привести к Нему. Аминь.

***

Видеозапись проповеди смотрите на канале "Благословенный Кавказ"

1816