О нужде и о том, как мы ее переживаем

27.02.2016
Просмотры: 2782

 

Нередко, находясь в нужде, разогреваемые страстями, внутренним противоречием со своей собственной верой, которое рождает гордость, противоречие, которое рождает ненависть, которое рождает осуждение, человек, используя свою нужду, опускает свою душу все глубже и глубже во мрак неверия.

Всем нам приходилось встречать людей, которые оказались на самом дне. В прошлом многие из них были людьми вполне состоятельными и вполне благопристойные. Но когда спрашиваешь у такого человека, что привело тебя к этой выгребной яме, он говорит нередко: "Нужда. Я начал нуждаться, а потом отчаялся, а потом с отчаянием пришло безразличие к своей собственной жизни, а потом – будь, что будет".

Скольких нужда губит. Но эта нужда приходит не как зло, которое направлено чтобы истребить нас, а – парадокс – приходит к нам как вопрос Самого Бога: "готов ли ты в этой своей собственной нужде, переживая, перенося ее достойно, замечать тех, кто рядом с тобой?". По-другому задамся вопросом – готов ли ты в своей нужде, способен ли ты, видеть тех, кто рядом, видеть даже саму жизнь?

В своей жизни мы часто во всем и везде ищем только то, что мне и для меня – мое и возьму, – но так редко, оглядываясь по сторонам, воздаем благодарность Великому Богу за Его дар жизни, который Он нам дал, за те сокровища, которые Господь насадил в нашей жизни.

Нужда приходит, когда вокруг себя мы перестаем видеть то, что для других – а только видим для себя. Это один из путей, которым приходит нужда. Но еще, это бывает и испытание Божие. И вот пришла нужда в дом вдовы, о которой сегодняшнее Евангелие. Вдова, одинокая женщина. Мне ли вам рассказывать, как тяжело бывает нашим вдовам? Многих знаю я лично, многих знаете и вы, и как им несладко в жизни приходится. 

Что такое быть вдовой? Это не только лишиться опоры, это не только лишиться человека, который поддержит тебя – это намного тяжелей. Это – лишиться бескорыстной любви человека, который рядом с тобой. Бескорыстной – просто потому, что он любит, этот человек. И эта вдова, несчастная женщина, придя в храм, горячо молилась Тому, Чью любовь она чувствовала всегда. Она горячо молилась Тому, Чье присутствие в ее жизни стало для нее настоящим счастьем и утешением. Богу.

Возможно, когда она шла в храм, некоторые в спину ей говорили: "Какая несчастная". И говорили нередко те, которые сами себя делают несчастными, изменяя своей супружеской верности, своим данным словам, своей любви, своей дружбе. А она бежала и стремилась в храм, чтобы там общаться с Тем, Кто для нее самая настоящая надежда. Она верила в Бога так крепко, что казалось весь мир перед ней.

Эта нуждающаяся женщина пришла в храм и, горячо помолившись, положила в сокровищницу свое пожертвование. Христос сказал об этой жертве, что она дала больше всех тех, кто клал сюда, ибо приносили они от своего избытка, а она все пропитание свое, всю свою жизнь, какую имела, положила сюда.

Бог заметил ее в ее нужде. И как же Он ее облагодетельствовал? Прежде всего, Господь сказал о ее подлинном богатстве, которого тогда, в тот момент, не оказалось у многих – о богатстве веры. Несомненно, мы знаем, что Господь не оставляет людей, всецело полагающих свое упование на Него, и не можем сейчас сказать, какие переживания эта женщина в тот момент пережила, и какое счастье она встретила на улице. Но мы знаем точно, что из этого храма она вышла не одна, но с Богом.

Мы знаем точно, что Он стал ей дорогой и утешением. Мы знаем точно, что на этой дороге не падают и не разбиваются. Мы знаем точно, что она, отдав Богу все, что имела, никогда не опустится в своей жизни до неверия в Него. И знаем, что Господь ее не оставил.

Размышляя о сегодняшнем Евангелии и о том, какой бывает нужда, мы видим и ответ Бога на то, как нам переживать нашу нужду, как нам переживать нашу бедность. Бедность во всем: и в жизни, и в вере, и в своей душе, и в своем сердце, бедность своего ума и широты своей любви к другим, бедность своей дружбы и бедность своей любви – мы знаем, как ее переживать. Все, что имеешь, всю свою надежду, всю свою самую маленькую искорку жажды жизни положи пред Самим Богом. Этой искоркой зажги пред Ним лампаду. Всей верой своей жизни обратись к Богу.

Бог никогда не оставляет человека одного в нужде. Только постарайся сквозь свою нужду увидеть Его. Не для себя, как всегда, не что-то взять себе, не опять что-то для себя примерить, а увидеть Его как Отца, увидеть Его как Создателя, увидеть Его и созданный Им мир как воплощенную любовь, увидеть Его и благодарить за все, что у тебя есть. И тогда твоя нужда руками любящих людей, руками друзей, руками тех, кто окажется вдруг рядом - но не вдруг, а волей Божией – твоя нужда быстро пройдет. 

Когда ты вокруг себя видишь во всем присутствие Божие, и это присутствие ты славишь своей жизнью, образом своей жизни, сохраняя заповеди Божии, твердо сохраняя себя в чистоте и в вере, тогда ты не будешь нуждаться. "Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф. 11:30), – говорит Господь, – "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28). Эта женщина пришла, поверила, все, что у нее было, отдала и не стала нищей. Заметив ее лепту, Господь воздал ей сторицей. 

В своей нужде, какой бы она ни была, будем искать Бога; будем искать Его в надежде исправить эту нужду, и Он заметит нашу лепту, наш малый дар. Этот дар будет не от избытка, не от того, что мне не нужно, а от того, что могло бы быть единственной моей надеждой, но пусть станет надеждой другому. И тогда кто-то поделится с тобой и своей надеждой, и своей любовью, и своей верой, и своей дружбой. А Господь даст тебе утешение – утешение присутствия всегда рядом, как и Сам сказал нам: "Не бойся малое стадо, Я с вами во вся дни до скончания века". Аминь.

из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (Лк 20:45–21:4) за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в поселке Анджиевского

2782