Обращение архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта к жителям благословенного Кавказа в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 7 февраля 2016

05.02.2016
Просмотры: 1867

Дорогие мои! В самом начале большой смуты XX века, в 1918, Поместный Собор в Москве установил 25 января (по григорианскому календарю – 7 февраля), – день убийства митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), – как день ежегодного молитвенного поминовения всех исповедников и мучеников, начавшихся гонений. И хотя после окончания гражданской войны открытое поминовение за богослужением имен убиенных за веру практически прекратилось, память о новомучениках и исповедниках хранилась в церковном народе. Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией. А четверть века назад Священный Синод Русской Православной Церкви принял Определение "О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову".

Совершая ныне это особое поминовение в день воскресный, за Божественной литургией, мы исполняем дело, заповеданное апостолом Павлом: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. XIII, 7). Мы поминаем тех, кто сохранил веру Христову на нашей земле в недавнее время, поминаем наших дедов и прадедов, которые не убоялись огненного искушения (1 Петр. IV, 12), но во всем явили себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. VI, 4-8).

В этот день нам особенно важно помнить и понимать, с кем мы: с теми ли, кто ради своей веры в ничто поставил пытки и угрозы, издевательства окружающих и предательство ближних, или же с теми, кто предавал, пытал, расстреливал? Это непростой вопрос и отнюдь не риторический. Были мученики, сохранившие для нас нашу веру, нашу тысячелетнюю историю, нашу культуру, но нашлись в народе и те, кто восстал против Бога и против людей, кто насаждал ненависть к нашей вере и нашей культуре, как норму.

Поэтому наша память о новомучениках и исповедниках, это, прежде всего, твердое стояние в вере, о котором говорит святой апостол Павел: учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр. XIII, 9). Наша память о новомучениках и исповедниках – это наша молитва. Наша память о них – рассказ об их силе, подвиге и мужестве нашим детям. Наша память о них – их имена в названиях улиц и площадей наших станиц, сел и городов; храмы и общины, посвященные их именам. И, конечно, жизнь по заповедям Божиим. Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это все приложится вам (Мф, VI, 33).

Молитвами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской да спасет и сохранит нас Господь Вседержитель. Аминь.

Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский

1867