Об Образе Божием

02.09.2018
Просмотры: 2301

"И сейчас, когда мы с Божией помощью поднимемся к Архызскому Лику, чтобы помолиться у него, будем молить, прежде всего, Бога о том, чтобы Он отобразил Себя в нас, отдадим Ему в руки все наши краски, которыми мы изображаем свою жизнь – нашу волю, отдадим в Его руки, в руки доброго Художника. И пусть Он в нас изобразит Себя, сделав нас свободными от греха, свободными и очищенными от ошибок, сделает нас неповрежденными от пороков, в которых мы раскаиваемся и просим у Него прощения, сделает нас новыми, даст нам силы поменять свою жизнь и уже больше не оглядываться назад, но смотреть на Его образ и, получая от него исцеление, ставить его надежным маяком своей жизни".

Дорогие отцы, дорогой отец Антоний, дорогие братья и сёстры, господа казаки, я всех вас поздравляю с сегодняшним престольным праздником нашего храма – воспоминание перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодня мы совершаем престольный праздник нашего храма, который построен здесь, в нашей любимой республике, в Карачаево-Черкесии у подножия горы, где находится самый древнейший в России изображенный образ Господа и Спасителя Христа – Нерукотворный Спас. Мы собираемся сюда для нашей соборной молитвы и для того, чтобы для себя самих с особым отражением, с особым, если так можно было бы сказать, чувством убеждения вспомнить образ Господа и Спасителя Христа, и в особенности, вспомнить традицию нашей православной Церкви об иконопочитании.

Иногда приходится слышать от разного рода людей, оппонентов о почитании икон разные собственные домыслы. Нередко эти собственные домыслы, основанные на личном своём восприятии духовной жизни, ее реальности и ощутимости. Но мы же руководствуемся не своим измышлением, не принципом - как казалось бы нам было бы лучше и было бы удобно, было бы понятно или, как нам кажется, было бы правильно. А Церковь всегда руководствуется принципом соборного волеизъявления, соборного решения, соборного разума. Это соборное решение и есть дыхание Духа Божия, которое Господь совершает и поныне посредством всей полноты Своей Церкви. И вот в соборном определении иконопочитание является одной из неотъемлемых традиций нашей Церкви. При этом соборное определение об иконопочитании говорит нам о том, что мы, совершая свои молитвы перед изображенным образом, воздаём свое поклонение не этому материалу, на котором изображён этот образ, а своим умом восходим к первообразу и ему воздаем поклонение.

Еще из Ветхого Завета мы знаем о том, как Господь повелел изобразить в Своем храме, где хранились скрижали Завета священные изображения, которые украшали облачение древнего храма, священные изображения, которые наносились на священнические облачения. Эти изображения стали не только символом, но и зримым, ощутимым восприятием присутствия Самого Бога. Господь изобразил Себя во всём. Господь изобразил Себя во всём мире, который сотворил. Господь изобразил Себя в каждом из нас, ибо создал нас по образу и подобию Своему. Именно поэтому нам так дороги лица наших родных и близких, и не потому лишь только, что они нами узнаваемы, что это люди, которые близки нам по крови, но еще и потому, что в этих лицах мы видим отображение образа и подобия Божия, которое Господь являет в каждом из нас.

И в новозаветной Церкви, сегодняшнее событие тому свидетельство, есть удивительное воспоминание, как при земной жизни Господа и Спасителя Христа, Господь опосредованно изображенному Своему лику творил Свою милость. Мы вспоминаем образ Нерукотворного Спаса, который связан с царем Авгарем, жившим в Едессе, что в Сирии, царем, который был поражён тяжкой болезнью, неизлечимой для того времени – проказой. Этот царь, как повествует Предание, написал письмо Христу, а жил он во времена земной жизни Господа и Спасителя Христа, в котором просил, чтобы Христос пришел к нему и исцелил его от страшной проказы, болезни. Вместе с этим письмом царь послал своего художника придворного ко Христу, чтобы передать ему свое послание и, если это возможно, чтобы художник изобразил хотя бы лик Того, в которого так горячо верил этот царь. Он верил не от того, что видел, а от того, что слышал о Нём множество добрых свидетельств, и о необыкновенной силе Его любви к людям, силе, которая помогала людям восстанавливать себя от греха и от болезней.

Из Предания Церкви мы знаем, что это письмо попало в руки Христа, и посланный придворный художник многократно пытался написать изображение Христа, но Христос всегда находился в окружении большого количества людей, и у этого художника никогда не получалось закончить портрет. Тогда, как повествует нам Предание, Христос написал Свое послание этому царю, в котором говорит, что придёт Его ученик и он даст царю избавление от болезни по его молитве. И попросил тогда Господь умывальник и омыл Свое лицо, взяв чистое полотенце, отер его, и на этом убрусе отобразился Образ Самого Господа и Спасителя Христа. Этот Образ Господь и передал царю Авгарю. Когда тот получил его, то с умилением и с большой благодарностью, и любовью лобызал этот Образ, со слезами он читал послание Господа и Спасителя Христа, в котором Он говорил ему о том, что пошлет ему избавление от болезни, и к нему придёт Его ученик, который всему научит царя. Царь исцелился от этой болезни, но ещё, как повествует нам Предание, некоторые остатки этой болезни оставались на нём, до того времени, как не пришел апостол и исцелил царя, и проповедовал Христа в этой земле.

Это воспоминание, которое сохраняется в Церкви и поныне, свидетельствует не только о необыкновенной любви Бога к человеку, но и о том, что Господь подает нам всякие разные знаки, которые мы можем только воспринять, говоря в этих знамениях об одном – Бог слышит наши молитвы, Бог всегда видит нас. Этими знаками присутствия Божия является весь Его сотворенный мир, но в особенности, священные изображения, которые мы ставим в храме, которые мы ставим в своих домах, так же, как и Авгарь это изображение Господа и Спасителя Христа поставил над вратами своего города, и весь город поклонялся Ему и находил в этом поклонении утешение, облегчение, изменение своей жизни к лучшему, избавление от тяжелых болезней.

История сегодняшнего праздника продолжается во времена великой Византии, когда император Константин приносит этот Образ из Едессы в Константинополь, и там перед этим Образом народ Божий совершает поклонение и получает множество видимых знаков присутствия Божия. Но Авгарь получил не только исцеление. Хотя он жаждал исцеления своей физической немощи, он, а за ним – и многие-многие, кто поверил во Христа, получают не только исцеление от своих физических недугов, но получают большее – вдохновение для своей жизни, силу к тому, чтобы оставаться человеком, преодолевать разные испытания в своей жизни и разные обстоятельства, которые иногда как бы лишают нас человеческого образа. Свой образ, который Господь подарил нам – это образ, который в нас, как от Первообраза, восстанавливает то падшее, что искажается грехами.

И сегодня, когда мы кланяемся Нерукотворному Образу Господа и Спасителя Христа, мы, прежде всего, совершаем поклонение великому Создателю и Богу, и в этом поклонении просим: Ты, Господи, создавший мир, воссоздай и меня, воссоздай во мне Свой образ, избави меня от кривизны моих ошибок, избави меня от наносных помутнений моих страстей, избави меня, Господи, от злохудожника, от дьявола, который всячески искажает во мне Твой образ, ввергая меня в падения, в отчаяние и уныние. Великий Художник, Господи, изобрази во мне Свой образ. Прими меня, Господи, как полотно, хотя и оскверненное, и омраченное, но только Ты, Господи, можешь всё убелить паче снега, только Ты, Господи, можешь все очистить. Очисти, Господи, меня и во мне отобрази Себя во всей Своей силе любви, милости, во всей Своей силе отцовства. Об этом сегодня мы просим Господа, в день, когда вспоминаем Нерукотворный Его Лик.

И в особенности, для нас, живущих здесь в республике этот день ещё и торжествен тем, что мы счастливые можем видеть на камнях наших древних гор изображение Господа и Спасителя Христа, которое нам, как свое послание, оставили наши предки. В древние времена здесь подвязалось множество подвижников, продолжателями которых мы дерзаем быть. И некоторый неизвестный из них написал на скале образ Спасителя Христа, который стал теперь известен не только по всей России, но далеко за ее пределами как Архызский Лик. И это изображение стало не только исповедованием того неизвестного иконописца, что написал этот образ, но ещё, наверное, он сам того не ведал, но промысел Божий так устроил – это изображение стало посланием всем нам – Кому стоит кланяться, Кому подобает возносить свою надежду. Это изображение Господа и Спасителя Христа стало посланием нам в красках, в котором наши предки и нам пожелали, чтобы этот образ не только на камнях, но в наших сердцах, в наших душах отобразится во всей своей красе.

И сейчас, когда мы с Божией помощью поднимемся к Архызскому Лику, чтобы помолиться у него, будем молить, прежде всего, Бога о том, чтобы Он отобразил Себя в нас, отдадим Ему в руки все наши краски, которыми мы изображаем свою жизнь – нашу волю, отдадим в Его руки, в руки доброго Художника. И пусть Он в нас изобразит Себя, сделав нас свободными от греха, свободными и очищенными от ошибок, сделает нас неповрежденными от пороков, в которых мы раскаиваемся и просим у Него прощения, сделает нас новыми, даст нам силы поменять свою жизнь и уже больше не оглядываться назад, но смотреть на Его образ и, получая от него исцеление, ставить его надежным маяком своей жизни.

Поздравляю всех вас с праздником Нерукотворного Образа, с престольным днём нашего храма, с особой радостью молитвы перед Архызским Ликом, и вместе с вами молюсь о том, чтобы милосердный Бог, как тогда ради князя, заболевшего проказой, ради человека, который так ждал Его помощи, чтобы и ныне также Господь омыл Свой лик и подарил нам этот Нерукотворный Образ, мир, который мы видим вокруг, и чтобы посредством видения сотворенного Его мира мы исцелялись от своих недугов, и как князь Авгарь, вместе с ним прославляли Его, говоря: Слава Тебе, Господи, Спасителю нашему, слава Тебе! Аминь.

29 августа 2018 года. храм Спаса Нерукотворного Образа посёлка Нижний Архыз. (Храм у Архызского Лика)

 

2301