О чуде надежды

01.05.2018
Просмотры: 1627

"Исцеление расслабленного - это чудо терпеливой человеческой надежды, ожидания и самое главное – это радость получить ожидаемое. Встань, - говорит Бог, - и ходи. И становится для этого человека самым надежным, самым настоящим, самым любимым другом".

Христос воскресе!

Вместе с вами я хотел бы вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над этим священным текстом, чтобы эти священные слова стали для каждого из нас силой к делу.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своём Евангелии пишет следующее: "после сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по‐еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус". (Ин 5:1-15).

Святитель Феофилакт Болгарский, замечая об этом Евангелии, восхищается: о, великое терпение расслабленного! Ну, представь себе, тридцать восемь лет страдать болезнью, которая не давала возможности двигаться. Тридцать восемь лет изменившейся жизни, когда каждый день ты находишься у одного и того же источника и ждёшь исцеления. Тридцать восемь лет надежды. Тридцать восемь долгих лет боли и ещё страшнее – одиночества. О, великое терпение, - говорит святитель Феофилакт Болгарский об этом человеке. При этом, замечая, говорит следующее, - посмотри на него, он не проклинает, он не клянет свою жизнь, он не говорит о ней, что она как бы не удавшаяся, что всё потеряно, нет надежды. Посмотри, - говорит он, - этот человек терпеливо живёт и надеется. Когда Христос задает ему вопрос: хочешь ли быть здоровым? Кому-то может показаться этот вопрос крайне странным. Неужели не очевидно, что этот человек здесь находится именно для того, чтобы выздороветь?

Но Христос задает этот вопрос не потому, что хотел бы посмеяться над этим человеком. Нет. Во-первых, Бог всегда проявляет милосердие к каждому из нас. Понимаешь, Бог никогда не проходит мимо каждого из нас. В каком бы я состоянии не был, в каком бы настроении я не был, какой бы болезни я не был подвержен духовной или телесной, Он никогда не пройдет мимо, бросив взгляд в сторону. Он всегда остановится. Он всегда подойдет. Он всегда в самое сердце взглянет и задаст мне такой же вопрос: хочешь ли быть здоровым? Перед тобой Врач. Хочешь ли поменять свою жизнь? Он никогда не говорит, что с этим человеком уже ничего не поделать. Ну, тридцать восемь лет как уже болен, уже привык и свыкся с этой болезнью. Бог всегда ищет нам блага. И тогда, и теперь: хочешь ли быть здоровым? Этот вопрос звучит еще и как пожелание того, что Он мог бы дать тебе исцеление. Но если ты хочешь действительно быть здоровым, ты должен слушаться Его голоса, ты должен быть Ему послушен. Несчастный отвечает Ему: так, хочу, но я одинок, я не имею человека, который мог бы меня донести до этой купели, когда она возмущается от появления ангела, когда она приобретает необыкновенную силу целить любую болезнь. И при этом, это происходило всегда в разное время. Я, - говорит, - не имею такого человека. Только, наверное, Бог и тот человек знает, что кроется за этими словами. Может быть он однажды рассорился со своим самым лучшим другом. Может быть он однажды кого-то предал.

Может быть ещё что-то произошло в его жизни. А может быть наоборот этот человек слишком надеялся на других людей, слишком всегда рассчитывал на них и говорил, что самое главное - это правильные и нужные знакомства, отношения, и если такие люди будут, ничего не страшно. И вот теперь – один. Мы не знаем, почему он был одиноким. Но, наверное, каждый из нас знает, что такое быть одиноким. Особенно тогда, когда очень больно, особенно тогда, когда ты не можешь встать и не от физической даже боли. Бывает такая боль души и сердца, она тебя полностью сковывает, и ты не можешь дальше жить. И тогда тебе кажется, что твое одиночество имеет вселенский масштаб. И ты говоришь себе: никого со мной рядом нет. И дело не в том, что некому подать стакан воды. Нет.

Дело в другом – никто меня не слышит, никто мне не верит, никто не подаст мне своей руки, никто просто не помолчит со мною рядом, не поплачет со мной, не помолится со мной. И такое одиночество бывает страшнее любой болезни, потому что такая болезнь подкапывает под самую душу, чтобы опрокинуть ее в бездну ада. И этот человек, тридцать восемь лет болящий, борется на краю этой пропасти. И хотя говорит: Господи, я не имею такого человека. Но, смотри, - замечает опять святитель Феофилакт Болгарский, - не проклинает Бога и не жалуется Ему на свою тяжкую жизнь. Христос отвечает ему: встань, возьми постель твою, ходи. Он исцелился. Исцелился именно в тот самый момент, когда всей своей верой, всей своей надеждой, которая в нём только ещё теплилась, сказал Богу: я хочу быть здоровым. И теперь, когда говорит, что «не имею человека» - он приносит свое покаяние. Быть может, как мы можем предполагать, этого человека он не имел именно из-за того, что сам был или слишком надеющимся на других, или наоборот отвергал любую дружбу. Но как бы то ни было, пророк Давид хорошо говорит: не надейтесь на князей, на сынов человеческих, потому что в них нет спасения. Надейтесь всегда на Бога, и не потому, что вокруг нет достойных. Но когда ты надеешься на Бога, тогда ты можешь быть сам достойным и быть рядом с другими. Тогда это даст тебе настоящей человеческой силы. Вот тогда это сделает тебя хорошим человеком.

Можно только себе представить, как этот больной вставал. Сначала – осторожно, борясь с тем, что он никогда не ходил. Потом встал на ноги, а после такого долгого периода вспоминал, как сделать первый шаг. Наверное, делаел это очень осторожно, хватаясь за окружающие предметы, и ещё не верил, что теперь он ходит. Но самое главное, когда он встал, он выпрямился перед Богом. Он смотрел прямо Ему в глаза. Не как тогда, буквально некоторое мгновение назад – снизу вверх, когда ты поражён, когда ты лежишь в этой грязи и пыли придорожной. А теперь он смотрел на Него ровно, стойко, глаза в глаза и благодарил за то, что теперь стоит прямо. Знаешь, Господь так часто поднимает нас, чтобы мы стояли прямо. Господь так радуется, когда мы смотрим на Него именно так, глаза в глаза, потому что и Он, став истинным человеком, воплотившись, пришел в наш мир не для того, чтобы смотреть сверху, а видеть нас прямо, не для того, чтобы покровительственно взглянуть на нас, а по-отцовски обнять нас, взглянуть прямо в самое сердце, встать перед нами для того, чтобы мы стояли, для того, чтобы мы в своей вере, жизни, в своей любви, в своей надежде ходили ровно. И если вдруг падаем, Он опять говорит нам: хочешь ли быть здоровым? Встань, возьми твою постель и ходи.

Исцеление расслабленного - это безграничная, невыразимая человеческим языком любовь Отца – как Он поднимает каждого из нас, никогда не проходит. Это удивительная любовь Того, Кто доверил нам жизнь, подарил ее нам. Это удивительное пространство, в котором Он везде. Исцеление расслабленного - это тогда, когда ты не можешь больше говорить неправду: «я один». Да, не один ты. Когда ты не можешь больше сказать: «никому я не нужен». Это ложь. Нужен Богу всегда. И Он всегда рядом с тобой. Исцеление расслабленного - это чудо терпеливой человеческой надежды, ожидания и самое главное – это радость получить ожидаемое. Встань, - говорит Бог, - и ходи. И становится для этого человека самым надежным, самым настоящим, самым любимым другом. И этот человек потом говорил о Нём – это Христос, Иисус имя Ему. В благодарности он проповедовал Его имя теперь каждому.

Историю, которую мы только что с тобой услышали – это не о том, как было, это о том, как есть сейчас со мной, с тобой, с каждым из нас. И вот теперь за Божественной литургией мы будем стоять прямо перед Богом и благодарить Его за всё: и за наше ожидание, и за Его милость, и за нашу жизнь, и за Его доверие, и за наших друзей, и за наших врагов, будем благодарить Его за то, что Он прощал и просить Его помочь и нам простить других, будем благодарить Его за то, что мы стоим на ногах. И не потому, что мы не болеем, а потому, что мы стоим перед Ним: спасибо. Слава тебе, Господи, за то, что тогда поднял расслабленного, и теперь моей душе Ты говоришь: хочешь ли быть здоровым? - Да, Господи, хочу. - Встань и ходи. Аминь.

29.04.2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1627