О надежде

31.08.2017
Просмотры: 1944

"Спасает Бог тех, кто надеется на Него. Не надейтесь на князей и на сынов человеческих, ибо в них нет спасения, - говорит пророк Давид (Пс. 145:3). Говоря это, напоминает нам о том, что подлинная наша надежда и совершенное наше доверие, наша зависимость и наша любовь, наша свобода должны принадлежать только Тому, Кто и дал нам жизнь, ибо Бог хранит свободу, Бог хранит человека, от Бога пути человеческие исправляются. Он есть Источник всему".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вместе с вами я хотел бы вернуться к Священному Писанию, которое мы только что слышали за Божественной литургией, чтобы поразмышлять над этим благовестием.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно". (Мф 19:16-26).

Сегодняшнее Евангелие повествует нам об очень интересной встрече, которая, впрочем, нередко происходит и в жизни каждого из нас. Юноша, который подошел ко Христу, называет его благим Учителем. Смотрит на Христа, как на человека, который обладает некой мудростью, но не замечает в Нем Того, Кто сотворил весь мир видимый и невидимый, и самого человека.

Потому Христос и говорит ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Говоря юноше и каждому из нас, слушающему сегодня Священное Писание, что перед нами открытая и прямая речь Самого Бога, Его слово и Его явление. Это не просто человеческая мудрость, это не просто мудрость опыта человеческой жизни, это сама воля Божия.

Юноша ищет совершенства для своей жизни, и, впрочем, испытывая свою совесть, испытывая свою жизнь, находя много радости, не находит в ней утешения. Поэтому на ответ Христов о том, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную задает еще один вопрос: что же надо мне еще, кроме этого сделать, ибо все это я сохранил от юности моей? Он видит, что те обычные правила, которые он совершает, как хорошо воспитанный человек: не прелюбодействует, не лжесвидетельствует, не ворует, не убивает, почитает своих родителей – все это есть суть доброго, правильного назидания и воспитания. Но знает он в самом себе и говорит: что еще нужно сделать, чтобы быть совершенным?

Тогда Господь и говорит ему не только о подвигах доброго воспитания и правильного расположения своей жизни по отношению к заповедям, которые он исполняет, но еще и о том, к чему призван человек – о подражании жертвенной любви к Богу. Эта жертвенная любовь питается не от своих сил, не от своего воспитания, не от расположения внешних, а от внутренней готовности к самопожертвованию, от внутренней жертвенности, которая движет человеком.

Говорит Христос юноше: продай все свое имение и раздай нищим. Святитель Иоанн Златоуст замечает: юноша настолько не ожидал такого ответа и опечалился, что даже не нашелся, что сказать Христу. Он молча опечалившимся отошел от Бога. Он размышлял о том богатстве, которое имел, не потому что ему было жалко с ним расстаться, но потому что, как оказалось, и чему стала свидетелем эта печаль, это богатство для этого юноши, как впрочем, не только для него, было источником его некоторого внутреннего благополучия.

Глядя на него, он говорил: есть все у меня и есть чем жить. И самое главное, как казалось ему, это и есть источник его благонадежности. Еще говоря проще, он очень любил то, что имел, а не любил то, что есть вокруг. Кому-то из нас может показаться, что слова эти относятся к тем, кто живет несметным богатством. Но святитель Феофилакт Болгарский замечает, что Бог осуждает не богатство, а тех людей, которые очень привязываются к нему, которые начинают надеяться на него больше, чем на Самого Бога. И это богатство исчисляется не в килограммах и большом количестве цифр, нулей, это богатство неправедное и вредное для спасения души исчисляется привязанностью человека к нему.

Можно иметь всего лишь какую-то одну вещь, но быть настолько к ней привязанным и зависимым, что все остальное становится ценным лишь только через эту вещь. Как некоторые говорят, к примеру, о здоровье, что это самое большее богатство: будет здоровье, будет все. Некоторые посвящают всю свою жизнь тому, чтобы стяжать это здоровье, впрочем, никогда не достигают этого, и от одного к другому переходя, не могут достичь совершенного своего здоровья, и окончательно растеривают его. Растеривают не только это здоровье, но и годы своей жизни, которые можно было бы посвятить любви, дружбе, заботе, верности.

Или какой-то иной предмет, который становится заполняющим всю жизнь человека, когда человек устремляется только лишь к нему, не замечая Того, Кто создал и этот предмет, и жизнь самого человека, и весь мир, который окружает нас.

Когда что бы ты не имел и каким бы это богатство не было, оно становится для тебя идолом, к которому тебя привязывает, воруя тебя у Самого Бога и тех, кто рядом, тогда трудно богатому войти в Царство Божие. Потому что Царство Божие, начинающееся уже сейчас и здесь, требует свободы, требует независимого своего расположения к вещам и лишь только зависимого своего расположения к Самому Богу. Проще говоря, требует такой жертвенной любви, которую Бог показал, явив Себя на Кресте и засвидетельствовал Свою Божественную любовь.

Трудно, - говорит Господь, - богатому войти в Царство Божие, потому что в этом Царстве он будет продолжать искать только лишь то, к чему был привязан, а не найдя его там, не сможет его наследовать. Если был привязан к вещам, к обстоятельствам, к внешним словам, к положению, был привязан к сильным мира сего, был привязан к каким-то материальным благам, то как он может найти утешение там, где есть лишь только один источник благ – Сам Бог.

Если не в Бога богател человек и не Его благами жил, то жизнь его становится рабски зависимой. Как замечет тот же святитель Феофилакт Болгарский: посмотри на человека, зависящего от богатства: он никогда не может им насытиться, и, получив одно, не успев взять это, уже мечтает о втором, и, взяв второе, уже желает третьего. И вся его жизнь становится бесконечным желанием, жаждой, рождаемой от зависти, от ненасытного наслаждения, а отсюда впадает и во многие другие грехи, которыми губит свою душу.

Когда апостолы, услышав эти слова Христа, изумлялись, они задали Христу вопрос, который родился из того понимания, которым они взвешивали и свою собственную жизнь. Так кто же может тогда спастись? – задали вопрос бедняки Христу. Понятно, что они задали этот вопрос не оттого, что у каждого из них были большие дома и несметные сокровища, какое-то особое положение в обществе и дорогие одежды.

Они задали этот вопрос не из понимания себя богачами, а из понимания того, что многое в их жизни, как им казалось, является самым главным. Кто же тогда спасется? И тогда Христос говорит: невозможное человеку, возможно Богу. Ибо человек спасается не добрым воспитанием, и душу свою приводит к Богу не оттого, что имеет хорошие привычки, а оттого, что без Бога, как говорят в нашем народе, не до порога.

Спасает Бог тех, кто надеется на Него. Не надейтесь на князей и на сынов человеческих, ибо в них нет спасения, - говорит пророк Давид (Пс. 145:3). Говоря это, напоминает нам о том, что подлинная наша надежда и совершенное наше доверие, наша зависимость и наша любовь, наша свобода должны принадлежать только Тому, Кто и дал нам жизнь, ибо Бог хранит свободу, Бог хранит человека, от Бога пути человеческие исправляются. Он есть Источник всему.

И когда что-то есть в нашей жизни, чтобы воспользоваться этим, воспользуемся им со словами: Господи, Тебе служим и Тебя благодарим. Имеем какой-либо талант, талантом этим будем, прославляя Его имя, служить близким. Имеем какую-либо возможность помочь материально другим, этой помощью будем совершать дело своего спасения, совершая его ради Христа Спасителя. Как и в Божественной службе мы возносим молитву: Твоя от Твоих, Тебе Господи приносим о всех и за все. Все, что мы можем взять в руки, дает нам Бог для того, чтобы этим послужить Ему. Все, чего может коснуться наш взгляд, все, что мы можем осязать и обонять, дает нам Бог для того, чтобы, питая нас, мы могли и подержать других, нуждающихся в утешении.

Жизнь, в которой мы можем любить и дружить, быть верными, сильными и преданными, жить достойной и чистой жизнью, дает нам Бог для того, чтобы мы прославляли Того, Кто подал эти блага. Невозможное человеку, возможно Богу. И сегодня слова Христа звучат и каждому из нас.

Избавься от того, к чему ты привязан и в чем ты не можешь прославить Бога. Избавься от того, что является источником твоей бесконечной, ненасытной жадности и что ты оставляешь только себе, тогда Бог даст тебе больше. Избавься от рабской привязанности, чтобы быть свободными во Христе. Как и апостол говорит в своем послании к Римлянам: вы через послушание сделались свободными, чтобы не быть рабами греху.

Сегодняшнее Евангелие пусть в каждом из нас родит надежду и радость, и глядя на юношу, изо всей сил своей жизни ответим Христу добрыми поступками, не будем печальны и унылы, не будем надеяться на тленное, но всецело вручая себя промыслу Божьему, послужим делу своего спасения через свободу от своих зависимостей, через доверие Богу, через верность Ему и веру в Его Божественное слово, благого Учителя, Бога. Аминь.

1944