О законе и справедливости

13.12.2015
Просмотры: 1384

Христос, увидев эту женщину, сжалился над ней. Она была больна. Мы не знаем о причинах ее болезни, но мы знаем, что она уже много лет страдала этой страшной болезнью. Она была так скорчена, что не могла выпрямиться.

Когда эта женщина исцелилась от слова Христова, от прикосновения была восстановлена в своих силах, все вокруг возмутилось против Того, Кто дал это прощение – против Самого Бога. А где же тогда закон и справедливость? И вот здесь оказывается, что у каждого она оказалась своей.

Наше "справедливо" заключается в жажде, нередко, бесконечного мучения для этого человека. Да, мучение является лекарством. Но ведь и лекарство дают для того, чтобы вылечить. Его же не дают ради того, чтобы просто кормить лекарством.

Смысл страдания заключается не в том, чтобы бесконечно мучиться, а в том, чтобы вылечиться через свое страдание. И, прежде всего, вылечить не только самого себя, впавшего в тот или иной грех, но еще через страдания вылечить того, кто жаждет возмездия.

Эта женщина, которая славила Бога, наверное, могла бы ровно каждому сказать: "Разве вы не радуетесь моему исцелению? Разве я не достаточно была согбенной? Разве вы не достаточно говорили мне слов о сожалении? Разве в вас сейчас нет радости по поводу моего исцеления? Почему?". Потому что справедливость настоящая та, где есть прощение, а где его нет, то это не Божественная справедливость.

Закон, данный от Бога, повелевает сохранять жизнь. И Христос об этом Законе прямо говорит: "Разве вы в субботу не отвязываете своего домашнего скота и не поите его, чтобы не погубить? А эту несчастную женщину сатана на 18 лет связал. Разве не надлежало ее развязать от страшной болезни и вернуть ей жизнь?".

Это парадокс, но нередко наше чувство Закона заключается в том, чтобы лишить жизни. Когда мы говорим, что все должно быть по Закону, мы нередко подразумеваем, что Закон несет за собой лишения: отобрать, забрать, ограничить, лишить. Наш постоянный Закон требует связать, а Закон Божий – развязать: не для того, чтобы все позволить, а для того, чтобы вернуть полноту жизни.

И осла мы связываем, но не для того, чтобы он всегда был связан, а для того, чтобы положить на него поклажу. Но и даем ему свободу. И даже в день Божий, когда не стоит совершать никаких дел, делаем все, чтобы в нем продолжилась жизнь, и ведем его на водопой.

А тех, которых мы по Закону внутренне преследуем, мы развязываем хоть когда-нибудь? А тех, которых мы связали много-много лет назад своим непрощением, по Закону, и своим отношением, в гневе и в презрении, по справедливости, - не надлежит ли уже освободить от этого? Ведь все это может привести к окончательной гибели. Разве не жизнь мы преследуем в жизни, или смерть?

Сегодняшнее Евангелие ставит перед нами вопрос: а что для тебя закон и справедливость? Или я по-другому спрошу: какие в тебе закон и справедливость, и похожи ли они по отношению к тебе самому и к другим? Одной ли ты мерой меришь закон к себе и к другим, справедливость к себе и к другим? Или у тебя разные весы? Или у тебя разная мера? Или закон и справедливость к тебе совсем не похожи на то, что ты требуешь от других?

Так и бывает: в ком мера закона и справедливости разная, в том человеке всегда судится Бог. Человек, который судит Бога, лишает себя Его милости. Ведь судящий всегда лишает себя милости, а прощающий лишает себя суда. Об этом сегодняшнее Евангелие.

Посмотрим на тех, кого мы связали своим законом и своей справедливостью, и кто уже много лет никак не может выпрямиться. Может быть, пришло время возложить на них свои руки, и пусть они выпрямятся - отпустить их, оставить их? Может быть, они уже вылечились? И хватит давать им лекарство, которое уже не приносит пользу ни им, ни нам самим.

Помолимся о таких людях и помолимся и о себе самих, чтобы Господь, не взирая на наши закон и справедливость, по Своему Закону судил нас и по Своей справедливости выпрямил и нашу собственную жизнь, и нашу собственную совесть.

И, наконец, самое главное и дорогое – вслед за этой женщиной воспоем Богу свою благодарность. Нам есть за какие кривизны, Им выпрямленные, благодарить Его.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Луки, XIII, 10-17) за Божественной литургией в кафедральном соборном храме во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели 13 декабря 2015

1384