О жадности и к чему она ведет

06.12.2015
Просмотры: 2041

Так происходит, когда ты теряешь в своей жизни благодарность за то, что Господь дает тебе, когда ты в своей жизни теряешь, прежде всего, чувство меры, — а настоящая благодарность Богу и рождает это чувство меры, — когда ты теряешь в своей жизни грань своей благодарности и ответственности и считаешь, что твое благополучие заключается во множестве, чем ты обладаешь. И тогда слова Евангелия звучат для тебя: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Богатеть не в Бога означает сделать себя самого центром своей жизни. Когда все блага, которые ты получаешь, делаются лишь только источником твоей собственной внутренней некой радости, ложной радости, но не благодарности Богу, которая выражалась б в том, что ты этой радостью делишься с другим человеком.

Здесь самый важный вопрос – готов ли ты, наполнив житницы богатством, добром, которое Господь дает тебе, благодаря твоему собственному труду, готов ли ты в благодарность то, что ты приобретаешь, поделиться? Готов ли ты не себе оставить время твоего отпуска? Готов ли ты не себе оставить время твоего отдыха? Готов ли ты не себе оставить свою собственную радость, когда ты что-либо приобретаешь? Готов ли ты не себе оставить некое приобретение, которое появляется в твоей жизни, и готов ли ты этим поделиться с другим человеком? Или тебе лучше еще больше сделать амбар своей жизни и все собрать туда только себе? Славу, возможности, знакомства, друзей, которые подчас становятся мнимыми друзьями — все собрать для себя и никогда ни для кого этого не применять: только для себя — пригодится в какой-нибудь особый день.

Размышляя вместе с вами над только что услышанным Евангелием, понимаю, что нередко в своей собственной жизни то, что Господь дал мне как мою радость и счастье, разрушаю собственными руками. Ломаю старые житницы, чтобы построить новые, чтобы больше вместить. Старое изломал, а наполненное новое стало поводом, чтобы сказать себе: "Хватит трудиться; теперь уже можно не любить — любовь можно купить; можно не дружить — дружбу можно обязать; можно и дел-то добрых не делать — у тебя столько возможностей, что все вокруг будут говорить, что ты самый добрый, хотя на самом деле доброго ты ничего не делаешь, ведь у тебя есть возможности теперь все приобрести".

Безумец, заберут у тебя душу – кому все это достанется, с чем ты придешь на Суд Божий! То, что ты купишь останется у тех, у кого ты купил. То, что ты заберешь силой, вернется к тем, у кого ты забрал. То, чем ты завладел обманом, лестью, коварством или хитростью — ничего не останется с тобой: вернется к тем, у кого ты отобрал это обманом, лестью, коварством и хитростью. С тобой останется только то, что тебе было дано как дар: любовь других, дружба других, искренность, честность, вера, надежда, любовь других, которые были даны тебе как дар, как урожай твоего труда.

Пришло время посмотреть в свои житницы. Остались ли они житницами, которые сохраняют то, что было тебе подарено или твоя жизнь превращается в амбар, в который ты втягиваешь, втаскиваешь, вносишь в ночи то, что забираешь не принадлежащее тебе? И речь идет, повторюсь, не о материальных только лишь благах. Речь идет о том, о чем Господь будет судить нас как людей, о том, кому принадлежало наше сердце, какие дела веры мы совершали, какие поступки и шаги дружбы мы совершали.

В ночь сию возьмут у тебя душу – кому все это останется? Ничего. Так будет с тем, кто не в Бога богатеет.

Сегодняшнее Евангелие заставляет каждого из нас посмотреть внутрь себя. Давайте взглянем честно. Настолько честно, чтобы, прежде всего, остановить себя самого. Если ты начал уже разрушать свои старые житницы, свое счастье, старую дружбу, тех людей, с которыми ты раньше был счастлив и ничего не нужно тебе было, кроме того, чтобы общаться и быть рядом, если начал ты наполнять свою жизнь мишурой, с которой тебе легче-то и не становится, — надо успеть остановиться, пока душу в ночь сию не забрали. Надо успеть остановиться и подумать: а что же значит для меня богатеть в Бога? С каким богатством я приду к Нему? Чем я обогатил Его, какими поступками своей жизни я Его обогатил?

Нет ничего плохого в том, чтобы радоваться. Но надо быть благодарным и хранить то, что Господь дал тебе. Есть у тебя жена, люби ее и не разоряй своей жизни, выстраивая себе новые стены, расширяя их. Есть у тебя труд, которым трудишься — не разоряй его, не переступай через стены этого труда, не переступай через кого бы то ни было, не предавай и не будь коварным, чтобы еще больше расширить свою сокровищницу. Счастье это тебе не принесет. Есть у тебя семья, береги ее всеми силами своей души, по-настоящему будь для своей семьи источником надежды и радости. Не разоряй ее своей неверностью.

Довольствуйся тем, что Господь дал тебе, и сохраняй свою жизнь без мысли, что если некое богатство, каким бы оно тебе не казалось: в красивом образе другого человека, в отличие от твоей супруги, или некое богатство, кажущееся тебе в шаге, чтобы занять чужое место, или что-то другое — пусть никогда не прельщает тебя. Безумец, в ночь сию душу у тебя заберут – кому все достанется?

Итак, еще раз мысленно в течение всей наступающей недели будем возвращаться к этому Евангелию, смотреть на свою собственную жизнь. Не надо ломать, что Бог дал — надо удерживать это и быть благодарным за это. И если будет на то Его воля, Господь даст тебе столько, сколько надобно. Но ты ничего не бери больше, потому что большее не значит лучшее, не значит счастливое. Большее может стать для тебя судом. Богатей в Бога. Богатей в Бога в благодарности и в радости с тем и к тем, с кем ты сейчас.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Луки, XII, 16-21) за Божественной литургией 6 декабря 2015 в кафедральном соборном храме во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели 

2041