Если ты решил идти вперед, не стоит оглядываться

05.12.2015
Просмотры: 4958

Евангелие – это ответ Божий на все наши вопросы, на очень сложные и серьезные вопросы нашей жизни. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о выборе. Когда нам предлагается что-то делать, и для того, чтобы это сделать, мы должны принять решение, вбирая, что для нас важнее, а чем мы можем пренебречь.

Сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас к подвигу призвания. Сегодняшнее Евангелие подводит нас к понимаю, что следование за правдой, следование за Богом несомненно должно отвлечь нас от привычек нашей жизни.

Нередко бывает, что мы для правды пытаемся найти удобное время: сначала я это сделаю, сначала закончу эти дела или сначала дождусь другого времени, поживу как живу, а уже потом — придет время, вот тогда наступит время моей правдивой жизни. Привык говорить неправду — пока еще буду жить так. Сросся с каким-то пороком или грехом — пока молодой, пока еще есть время. Потом, когда придет время, тогда уже изменюсь.

И так нередко на призвание жить по правде, по-настоящему свободно мы оборачиваемся назад. Как часто в нашей жизни приходится слышать слова: "А раньше было так… А вот тогда-то...". Мы постоянно, удивительно, делая шаг вперед, смотрим назад. Это странно. Но эта странность нередко становится постоянной частью нашей жизни. Мы вечно оборачиваемся. И свой страх стать человеком, решиться сделать смелый и единственно верный шаг, мы оправдываем не своей слабостью, не своей нерешительностью, а тем, что еще не пришло время, что мы не готовы, много дел еще в той, в прошлой жизни — "во вчера". Вот поэтому и сегодня очень тревожно. Всегда тревожно тогда, когда мы живем этим самым "вчерашним", и уж тем более не разглядеть будущего.

Спаситель в Евангелии говорит: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Ты должен в своей жизни избирать такие поступки и такие шаги, которые по-настоящему перед тобой откроют вечность. Ты должен начинать менять себя самого. Смерть перестанет властвовать не тогда, когда ты всех перехоронишь, а тогда, когда ты сам начнешь жить полнотой жизни.

Твои родные и близкие дадут тебе силу не тогда, когда ты каждому сделаешь то, что от тебя требуют. Не тогда тебе родные дадут силу, когда ты станешь их рабом: рабам силу не дают. А тогда тебе дадут тебе родные силу, когда ради служения им, ты совершишь дело своего выбора – ты свободно исповедуешь свою веру, ты свободно исповедуешь правила своей веры. И тогда никто тебе не скажет: "Да у нас так принято. Мы так всегда делали". Ты же скажешь: "Я поступаю по заповедям Божиим". И даже если греховное становится общепринятым, оно от этого не становится нашим наследием, нашей святыней, это не то, что стоило бы беречь, это то, от чего стоит избавиться.

Призвание требует от нас смело с верой смотреть вперед: не в какое-то отдаленное будущее, а именно перед собой. Жизнь верующего человека так устроена, что его вера — то же самое, что работа в поле. Ты должен делать то дело, которое нужно сейчас: идти за плугом, смотря исключительно перед собой. И то, к чему сегодняшнее Евангелие призывает нас, связано именно с этим правилом нашей жизни. Мы делаем не что-то для некоего будущего, которое призрачно и которое нам не видно. Мы делаем то, что видим сейчас, положив руку на плуг, и смотрим только перед собой.

Это призвание и есть делание, исповедание собственной веры. Это призвание и есть то самое делание, которое может стать сутью нашей собственной жизни, оправданием нашей жизни, смыслом нашей жизни, силой нашей собственной жизни.

Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Если ты все еще живешь воспоминанием своих старых грехов, если ты все еще живешь воспоминанием старых слабостей, если ты постоянно своей мыслью, своим сердцем возвращаешься назад – ты не будешь благонадежен для Бога.

Для Него благонадежны те, кто умеют подняться от своего греха и пойти, кто имеет в себе силу поменять свою жизнь и сделать решительный шаг вперед. Для Него благонадежны те, кто не смотрит постоянно назад, боясь сделать свой собственный выбор и шаг. И об этом сегодняшнее слово Божие.

Бог ждет от нас решимости. Небесный Отец ждет от нас, когда мы скажем себе: "Все, что было когда-то, сегодня больше не владеет мной". Моя решимость – это мое доверие призванию Бога. Мой шаг вперед – это сила Божия во мне, которая в немощи совершается.

Христос сегодня зовет нас за Собой, зовет нас отказаться от условностей, которые делают нас рабами и несвободными. Эти условности – наши страсти, наши привычки, греховные склонности, эти условности – наши немощи души, которые делают нас мертвыми рядом с мертвецами.

Идти за Богом – значит жить его заповедями. Идти за Богом – значит хранить Его заповедь. Идти за Богом – значит сохранять свою душу, свою жизнь в чистоте, а свою волю — в свободе. Евангелие зовет нас к этому.

И каждый сейчас за Божественной литургией пусть подумает о своей собственной жизни: "Что еще меня тянет назад? Что еще для меня остается тяжелым камнем, бременем, которое не дает мне шагнуть вперед? Что еще постоянно возвращает меня к прошлому? Что еще не дает мне жить в настоящем?". От этого пришло время избавиться, избавиться решительно – больше не оборачиваться назад. Это прошло – смотри вперед. Сейчас, здесь Господь не за твоей спиной, а перед тобой. И если ты будешь смотреть перед собой, то несомненно придешь на путь правды.

Не оборачивайся, чтобы не превратиться в соляной столп. Не жалей, чтобы не подвергнуть свою жизнь страшной опасности – не ввергнуть ее в уныние, в отчаяние. Покайся в соделанном и не возвращайся к этому больше. Тогда ты будешь благонадежен для Бога. Надежным ты будешь и для друзей. Надежным ты будешь и для тех, кто рядом с тобою.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Луки, IX, 57–62) за Божественной литургией в Никольском храме станицы Сторожевой 5 декабря 2015.

4958