Как будто бы всякая забота, которая простирается по отношению к человеку, возможна только от ребенка, или, напротив, как будто бы рождение ребенка – это есть жажда, какая-то бесконечная жажда выгоды. Семья как некая выгода. Любовь как некое вложение: любишь — значит получишь отдачу. Есть семья – значит найдешь для себя что-то в будущем. Эти чувства становятся частью некоего расчета на свое собственное будущее благополучие, впрочем, нередко мнимое благополучие.
Пример родителей Пречистой Владычицы Богородицы показывает, что они не были в своей любви, в своем желании иметь ребенка людьми расчетливыми. Несомненно, они неоднократно слышали в своей жизни упрек тех, кто находится рядом с ними: "Вот вы уже состарились почти, и некому за вами посмотреть". И часто это говорили те, кто сами никогда никому себя не посвящали, никогда сами ничего ради другого не делали, жили только эгоистичной любовью – любовью к самому себе во что бы то ни стало. Даже и не любовью вовсе, а страстью. Ведь если говорить о любви, то мы знаем, какая она: долготерпит, не ищет своего, самое главное – не ищет своего, всему верит, всего надеется.
Отдав Марию на воспитание в храм, они совершили парадокс любви, не технологию семейной жизни, а парадокс любви. Они тем самым не лишили себя будущего нисколько и нисколько не стали несчастными, или людьми, жизнь которых, как сказал бы современный человек, не состоялась. Напротив, они всю свою жизнь полагали упование на Господа, и когда в их жизни, в их семье родилась девочка, то они и Ее вручили в руки Божии: не в своих руках оставили, а вручили в руки Того, в чьих руках Она по-настоящему будет счастлива.
Ведь и они, находясь в руках Божиих, испытывали подлинное счастье не в том, что их дом был наполнен детским криком, хотя они и желали бы этого. Но в том, что их дом был наполнен настоящей бескорыстной любовью друг к другу. Они ничего не ожидали друг от друга, но всецело жили упованием на Бога.
Всякое размышление о будущем своей жизни, не должно опираться на выгоду для себя самого. Какая вам польза, если вы любите любящих вас? И какая вам польза, если вы даете взаймы тем, которые вернут вам? "Не так же ли поступают мытари и грешники?", — говорит в Евангелии Спаситель Христос, задавая этот вопрос каждому из нас. Какая тебе польза любить для того, чтобы от этой любви своей мнимой иметь выгоду для себя? Пользы ты в ней не найдешь. Предают часто именно такие, как и изменяют, как и отказываются, отрекаются.
Парадокс в жизни родителей Пречистой Богоматери заключается не в том, что они отказались от своего ребенка, отдав Ее в самом юном возрасте, в три года от роду, на воспитание в храм. Но парадокс этой любви заключается не в том, что они отказались от Нее, а в том, что они всегда жили любовью жертвенной. И их любовь к дочери простиралась в настоящей заботе о Ней.
Если Она будет любить Бога – значит Она будет молить Его и о нас и любить нас размышляли они. Если Она потрудится для Него, для нас большего труда нет, как самое лучшее отдать Ему, а не себе оставить в усладу. Сделать Ее свободной от нашего требования, во что бы то ни стало быть рядом, как были свободны они в своей любви друг к другу. И любили друг друга не потому, что им больше ничего не оставалось, но потому что этой свободой, своим выбором этих отношений своих они и были по-настоящему счастливы.
Христианство проповедует нам парадоксы любви, проповедует нам удивление, силу и чудо любви. Посмотри, лишились ли родители Пречистой для Нее славы? Нет. Лишились ли они доброго имени своего? Нет. Лишились ли они любви своей дочери к себе? Конечно же, нет. Все, что они имели в своем сердце, в своей надежде по-настоящему в них исполнилось.
Они не отказались от своей дочери, они избрали для Нее истинного Бога. Они не выгнали Ее из своего дома и не отдали Ее в чужие руки. Они привели Ее в дом Божий, который и для них был домом, в котором они были счастливы, в котором и они всю свою жизнь прожили в верности друг к другу и в настоящей жертвенной любви.
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (от Матфея, XI, 28-29). Их подлинное спокойствие заключалось не в том, что они что-то для себя на старость отложили или сделали. Их подлинное спокойствие заключалось в том, что они были с Господом. И старость была не слабой, и преклонный их возраст не был для них источником печали и горести, и их мнимое одиночество для них не было горькой чашей. Они крепко верили, любили друг друга и жили заповедями Божиими и по-настоящему были и есть настоящие родители, счастливые люди.
Праздник Введения во храм Божией Матери – это парадокс любви родителей к своим детям. Помолимся, чтобы и наша любовь не была эгоистичной, чтобы мысль наша о собственной жизни и о семье никогда бы не питалась убеждением: мне все это вернется руками детей, для этого я делаю их крепкими. Помолимся, чтобы никогда мы не смотрели на своих детей как на должников, но смотрели на них как на чад Божиих. И тогда Господь подаст нам все: и верность тех, кто рядом, и любовь наших детей.