О грехах родителей и болезнях детей

28.11.2015
Просмотры: 2192

И вот о таковых говорит Господь, что дух нечистый, всякая зависимость, особенно тогда, когда идет речь о близких, о родных изгоняется только воздержанием. Человек, который хотел исцелить своего сына, говорит Христу: "Я привел его к твоим ученикам, но они не могли мне помочь". Бессилие учеников заключалось не в том, что у них не было некой силы, а в том, что этой силы не было у отца.

Очень часто невоздержанность одних становится болезнью других. Особенно это видно в семье, когда мы, удивляясь, говорим: "Почему же наши родные и близкие так жестоко страдают?". Нередко начало этих страданий начинается с нас самих. Наша собственная невоздержанность, наше собственное отсутствие духовной жизни — постоянной, живой, реальной — приводит к зависимости, одержимости тех, кто находится рядом с нами. А значит, и исцеление их лежит тоже в нашей власти, во власти нашей измененной жизни.

С чем это можно сравнить? Бывает, когда ребенок тяжко болен, и тогда мать и отец лишаются не только сна, лишаются и завтрака, и обеда, и ужина, не думают о том, ели ли они, отдыхали ли они, вся их жизнь становится напряженной рядом со своим больным ребенком. Они всю свою жизнь изменяют так, что отдают ее тому, кто сейчас в ней нуждается. Вот также происходит и во время поста.

Если ты хочешь, чтобы твой друг избавился от страсти сквернословия, возложи на себя пост и начни горячо молиться о нем, и увидишь, произойдет удивительное чудо – он избавится от этой страсти. Но ты сам, прежде всего, должен показать пример неучастия в этой страсти. Если кто-то рядом с тобой тяжко страдает некой зависимостью, — алкогольной, или не может избавиться от курения, возложи на себя пост, который начался с сегодняшнего дня, вооружись горячей молитвой к Богу. И каждый раз, когда твоя рука будет тянуться к карману, где ты запас зелье на весь день, начинай молитву "Господи, помилуй!", и увидишь, что Господь даст тебе силы избавиться от этой зависимости, избавиться не только тебе самому, но и помочь избавиться тому, кто находится рядом.

Любая личная свобода от греха – это здоровье и свобода моих детей. Дети наши зависимы столько же, сколько зависимы их родители. Дети наши больны настолько же, насколько больны их родители. Дети наши искажены своей душой и подвержены страстям настолько же, насколько страстны их родители. И наоборот: насколько свободны и чисты родители, настолько же свободны и чисты их дети.

Болезнь отрока, о котором сегодня повествуется в Евангелии, началась с болезни отца, сначала он был зависим от страстей, которые не давали ему свободы, а потом и ребенок его тяжко начал болеть, стал зависимым. Поэтому Господь говорит: род сей изгоняется молитвой и постом. Молитвой и постом отца: родного, близкого человека. От кого началась болезнь, от того начнется и исцеление.

Когда мы плачем о наших близких и родных, и говорим об их зависимостях, об их одержимостях, мы, как будто бы, за собой не чувствуем подобного греха. Это не означает, что если ты, к примеру, сам не пьешь, но при этом в своей душе имеешь другие страсти: раздражителен, завистлив, ненавистлив по отношению к другим, то страсть эта перекинется на того, кто рядом, – и тот, кто не пил, бывает так, что запивает. Так происходит оттого, что тот, кто рядом с ним, не имеет надежды, твердой веры, не имеет достойной жизни, а отсюда бес, входя в одного, начинает мучить и тех, кто рядом.

С сегодняшнего дня начинается Рождественский пост. И, наверное, не то время сейчас, чтобы рассказывать о том, что можно, а что нельзя в пост. Сегодня об этом знают все. Я не встречал в своей жизни еще человека в нынешнее время, которого спросил бы: "А ты знаешь, что в пост можно есть, а что нельзя?", — чтобы человек мне не ответил. Знают все. Спрашиваю: "Ты это знаешь, хорошо, а ты это делаешь?" — "Нет". – "А почему?" – "Да как-то не научен".

Свобода начинается, когда мы сами исполняем то, что знаем, и только это можем передать своим детям. Кто ж препятствует тебе начать поститься, как повелевает сегодня вся Церковь? Мешают тебе бесы, которые мучают тебя зависимостями. Мешает тебе твой дух, который расслаблен. Мешает тебе твоя исковерканная совесть, которая вместо правды, умолчав в тебе из-за твоих грехов, и ты не слышишь ее и не можешь изменить свою собственную жизнь.

Сегодняшнее Евангелие побуждает нас начать делать дело, начать путь своего исправления. Сегодняшний день, начало Рождественского поста, призывает нас к тому, чтобы мы, наконец, начали делать то, что знаем, а не то, что привыкли хотеть и страстно желать.

Если мы желаем своим родным доброго здравия, если мы желаем своим детям хорошего воспитания и свободы от грехов и пороков, если мы не хотим в своих детях видеть людей слабых и зависимых, страстных и несвободных, мы должны избавиться от этого через свой пост и молитву. И тогда наследством наших детей станут не только фамилии, отчества, станут не только дома и прочее имущество. Наследством наших детей станет еще и свободный дух, который они увидят в своих родителях. Наследством детей станет наша вера в Бога, надежда на Него и жизнь по Его заповедям.

Дух сей лукавый изгоняется молитвой и постом. Начнем поститься с сегодняшнего дня – первого дня Рождественского поста, усугубим молитву, положим правило этой молитвы каждый день, и так принесем доброе наследство и своим чадам свободу от греха в настоящую жизнь верного Христу человека.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Луки, IX, 37–43) за Божественной литургией в Никольском храме станицы Зольской 28 ноября 2015

2192