Апостол говорит: "Покажи мне веру из дел твоих". Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Ты можешь сколь угодно говорить словами о красоте и о истинности своей веры, но если поступки твоей жизни скверны, то ты сквернишь исповедание веры. Это уже вовсе никакое не исповедание, это всего лишь пустые слова, о которых говорит Господь: "За всякое слово ответите пред Богом, дадите ответ". Господь говорит об исповедании, как о готовности всегда служить Ему. И говорит: "Не думайте, что тогда сказать. Дух Божий даст вам, что говорить".
Кому Господь дает говорить Духом Своим Святым? Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). О Боге чистым сердцем, свободными устами говорит тот, кто живет Им во всем. Не тогда лишь только, когда Он тебе остро нужен, когда ты понимаешь, что твоя жизнь уперлась в некую стену и, чтобы преодолеть ее, нужна только сила Божия, но всегда, если ты живешь Его именем. Если ты каждое свое слово, каждый свой поступок, каждое свое дело соразмеряешь, взвешиваешь евангельским словом, тогда Господь всегда Своим Духом присутствует в тебе. Говорит Он: "Не думайте, что сказать тогда, когда придет ваше время исповедничества. Я дам вам что говорить". Тот, кто не исповедует Бога и не живет Его Именем, чаще всего начинает поучать, потому что сам не учится слову Божию. Тот, кто не живет Его именем чаще всего начинает раздражаться, гневаться, изрыгает всевозможные проклятья и угрозы, потому что его самого никогда не касалось милосердие Божие, ибо он не взывал к Нему в своем покаянии, исповедании грехов, жажде изменить свою жизнь, исправить свою собственную жизнь.
Исповедничество совершается всю жизнь. И если кто-то думает, что в самый последний момент он сможет исповедовать Бога, хотя всю жизнь не жил Его словом, просто обманывает себя. Посмотри на Голгофу, рядом с Христом два разбойника: один из них кается, а другой, хотя осужден и за грех, и за преступление, и уже приговорен к смерти, изрыгает хулу на Бога, говорит Ему: "других спасал, Себя спаси и нас, и тогда я поверю". Исповедание совершается всю жизнь, покуда мы имеем свободную волю славить Бога, стремиться к Нему, уподобляться тем, кто жил и живет заповедями Его, стяжать в себе дух мирен, как говорит преподобный Серафим Саровский. Еще очень важно говорить о своей вере тогда, когда мы видим вокруг сущую ненависть, которая нередко питается ложным, псевдорелигиозным пониманием.
Мы видим казни христиан, видим, как люди лишаются своего дома, потому что они христиане. И чаще всего реакция на это возникает эмоциональная, злость, ненависть. Гораздо реже мы осознаем, что стали свидетелями исповедничества в XXI, задумываемся о том, как сами бы себя повели в такой ситуации. Одним из персонажей в информационной повестке дня стала сегодня студентка, стремившаяся примкнуть к бандитам. И ее пример не единичен. Что мы делаем, чтобы это не случилось с нашими детьми? Говорим, что это плохо? Это очевидно. Но как мы воспитываем наших детей? После того как мы услышали об этой страшной вести обманутой девушки, наши дочери услышали из наших уст евангельское благовестие, наши сыновья из наших уст услышали что-либо о своей вере или только обычные слова "наша вера другая, мы другие" и все. О Христе кто-нибудь из нас после этого с особым усердием начал говорить нашим детям?
Мне пришлось утешать одних родителей, которые пришли ко мне со словами, что их дочь предала свою веру и увлеклась ложными проповедниками настолько горячо и глубоко, что они чувствуют — они уже почти потеряли ее. И тогда я спросил у этих родителей: "А вы сами что исповедуете?". "Да мы, в общем-то, живем как живем, стараемся жить просто хорошо". Но если вы не исповедуете Христа, то у вас никогда не будет хорошо в вашей семье. Вот и пришла беда, которая вырвала из семьи самое родное и дорогое потому, что мы не исповедовали Бога, не проповедовали Его своей жизнью, не говорили о Христе своим детям, не показывали Христа своим детям поступками своей жизни. Мы едва умели креститься, не знали ничего из Евангелия. И чему же плачем, когда гибнут наши дети, обманутые лжепроповедниками, обманутые бандитами?
Сегодня, как никогда остро, звучит евангельский призыв исповедания своей веры. Это исповедание заключается не в том лишь только, что я готов проливать свою кровь за свою веру, за свою Церковь, за свою родину, хотя если нужно, и на это пойду. Так же важно, чтобы мы своей вере учили своих детей. И исповедание своей веры сегодня нужно перед нашими детьми в первую очередь, перед нашими родными и близкими.
Если мы потеряем Христа – мы потеряем детей. Если наши дети не найдут истинного Бога через нашу проповедь – они потеряют своих родителей. Таков закон жизни. Духовное существо человека не терпит пустоты, оно всегда втягивает в себя все то, что ему подают. Как ребенок впитывает в себя все, что слышит и видит, так и душа человека. В сегодняшнем Евангелии Господь говорит нам: "В терпении вашем стяжите души ваши". Как терпеливо ходит пахарь за плугом, как терпеливо ходит земледелец за своими посевами, как терпеливо ходит пастырь за своими овцами, так и ты терпеливо ходи за словом, которое сеешь в души своих детей.
Не сказать ничего плохого – это еще не значит сказать хорошее. Не научить ничему плохому – это еще не значит научить хорошему. Не научить верить – это значит подвергнуть очень большой опасности наших собственных детей, ибо они все равно будут верить. Только они могут быть обмануты в своей вере, и этот обман может привести к большой и большой беде, о который мы слышим сегодня все чаще и чаще: когда мы теряем дочерей, когда мы теряем наше будущее поколение, когда мы теряем наших защитников, ставших на сторону радикально настроенных псевдорелигиозных, обманутых людей — мы теряем тогда их.
Евангелие призывает нас к свидетельству о вере. Дай Бог, чтобы мы услышали этот призыв, и ответили на этот призыв, чтобы ответом на этот призыв стала наша собственная жизнь. Не будем забывать говорить нашим детям о Христе, тогда наши дети никогда не постыдятся назвать нас своими родителями. Не будем стыдиться говорить нашим детям о Боге, тогда они никогда не предадут ни своего народа, ни своей Церкви, ни своей большой родины – нашей великой России.
Пришло время исповедания веры. Да дарует нам Господь Духа Своего, чтобы эту веру в терпении, в трепете исповедовать перед родными и близкими, перед теми, кого мы любим, и перед нашими детьми.
Из проповеди архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Луки, XXI, 12–19.) за Божественной литургией в храме Георгиевского женского монастыря на горе Дубровке, 16 ноября 2015