О нормальности истинной и ложной

15.11.2015
Просмотры: 1055

Посмотрите, как мы относимся к людям, которые оказались на грани своей физической немощи: у кого-то отнята нога или рука, кто-то потерял слух или зрение. Поначалу к такому человеку у нас развивается вроде бы сострадательное чувство, но будем до конца честными, бывает, что затем возникает почти брезгливое, неприязненное отношение. Пожалеть, и тут же уйти подальше, чтобы больше не видеть этого человека рядом с собой, — так мы часто относимся к человеку с физическим изъяном.

И то же самое отношение бывает к человеку с изъяном духовным. Вроде бы, и жалко этого человека: он одержим злым духом — или это алкоголь, или наркоманом стал, или одержим каким-либо другим духом и не может избавиться от него. Сначала мы жалеем, но тут же говорим другим — подальше от него держитесь, никогда не впускайте в мой дом, я не хочу его здесь близко видеть. Мы, конечно, посетим его, мы, конечно, отнесем ему тарелку супа. Но чтобы ему дать силу своей жизни, помочь выкарабкаться, нет, это не для нас. Мы же очень здоровые люди, мы же нормальные, а это ненормально.

Бесноватый, ненормальный жил на окраине нормального города. Когда Христос пришел к этому краю нормы, нормальных, и одного ненормального, он умилосердился над этим человеком. Должно быть, за этого человека кто-то, может быть, очень горячо молился. Быть может, у этого человека были в его жизни, в самых первых шага уже осознанной жизни, такие поступки, которые до сих пор пред Богом оставались безграничными драгоценностями. Мы не знаем жизни этого человека.

Но знаем, что Бог судил его Своей любовью. Увидев, несчастного, скованного бесами, силой страсти, порока, греха, Он умилосердился над ним. Не пожалел, не просто сказал: "Жалко тебя. Как плохо, что с тобой такое приключилось". Нет. Он увидел в нем человека, а не бесов, не пороки, не страсти, которые скрутили его. Он увидел в нем человека. Увидев человека, Он повелел бесам выйти из него, освободил от нечистых духов. Всякий человек – это достояние Самого Бога, всякий человек – это образ и подобие Божие, и Он поднял этот упавший в грязь образ и очистил его от грязи.

Бесы, выйдя из человека, по повелению Божию вселились в свиней. Это стадо бросилось с крутизны и погибло в море, и пастухи побежали в город и рассказали о том, что видели и что произошло. И вот дальше начинается еще более удивительная и очень горькая история. Когда люди пришли из города, когда они наконец-таки освободились от своих дел, когда нормальные сказали: "Ну да, что-то произошло, нам был нанесен некий ущерб". А кто-то говорил: "Да, хотя бы пойдем посмотрим, что там произошло". Они пришли, и увидели бывшего бесноватого опрятным, осмысленным, они увидели его человеком. И не обрадовались, а ужаснулись.

Наверное, кто-то из них, может быть, иногда говорил: "Как жаль вот этого, жалко, хороший был человек. Эх, погиб". Кто-то, наверное, говорил о нем: "Да, мы знаем его родственников. Ведь хорошие люди. А посмотри, кто вырос у них. Жалко их". Кто-то, наверное, о нем говорил разные вещи, свидетельствуя, что, в общем-то, жалко этого человека.

И вот этот человек исцелен. Тут бы порадоваться и сказать: "Вот он, смотри. Наверное, у него жена жива еще и его семья, теперь она порадуется — муж выздоровел. Вот он, смотри. Мать, которая проливала горькие слезы все эти годы, теперь может обнять своего сына – он выздоровел. Смотрите, теперь он может вернуться к своей жизни и жить полноценной жизнью, он нормальный". Таких слов не произнес никто. Они ужаснулись.

Нормальные ужаснулись, увидев нормального, целого. Чему же так они ужаснулись? Они вдруг увидели, что все их, так называемые, нормы и не являются вовсе нормой. Нормально было сострадать, говорить – "жаль", но ненормально для них было помогать. Нормально было пожимать плечами, но ненормально было руками, ногами, сердцем участвовать в жизни тех людей, кто оказался на грани беды или даже за гранью беды. Нормально было говорить – "да, я помню", но ненормально было молиться об этом человеке всем своим сердцем, всей своей душой. И потому, когда они увидели этого человека, ужаснулись.

Бывший бесноватый просит, чтобы Христос взял его с Собой. Он не хочет возвращаться в город. Казалось бы, там родился и вырос, всех знает. Казалось бы, вернись в свой дом, где уж точно тебе будут рады. Но он не хочет идти туда. Потому что с цоканьем языком, потому что с сокрушением, с лицемерным состраданием, а по-настоящему – с безразличием, с жестоким сердцем, с наплевательским отношением, его выгнали обратно из этого города. И ему теперь обратно возвращаться очень непросто.

Но Христос вдохновляет его и говорит: "Тебе есть ради чего жить, и ты будешь нормальным до тех пор, сам, и будешь этот город делать нормальным до тех пор, когда будешь проповедовать Бога, расскажи, что сотворил с тобой Господь. Твоя норма, твоя сила – это Бог, Которой вернул тебя к жизни, и пока ты будешь проповедовать Его, то есть жить Его именем, жить Его словом, проповедовать, а не просто рассказывать – а вы знаете, я вчера болел, а сегодня нет. Это не проповедь. А проповедовать, то есть уметь простить тех, кто тебя ненавидит. Проповедовать тем, кто от тебя отказался. Проповедовать тем, кто тебя проклял. Проповедовать тем, кто тебя предал. Проповедовать тем, кто тебе в спину смеялся. Проповедовать тем, кто вычеркнул твое имя из своей жизни. Проповедовать им Христа – это и есть твоя нормальность. Если бы ты ушел оттуда, ты был бы такой же, как он, ненормальный. А твоя норма – любить ненавидящих, молиться об обидящих, прощать тем, кто проклял, благотворить тем, кто отнял – вот твоя норма. Вот твоя жизнь во Христе. Иди и проповедуй Христа".

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала за Божественной литургией в Спасском кафедральном соборе Пятигорска 15 ноября 2015

1055