О настоящем человеке

09.11.2015
Просмотры: 1851

Мы сегодня узнали и о Лазаре. И самое великое достоинство этого человека было не то, что он был немощным, бедным, нищим, валяющимся в грязи. Нет. Самое большое достоинство Лазаря было в том, что он никогда не судил этого богача. Он никогда не кричал ему в спину: эй, ты, обернись; вспомни нашу дружбу; вспомни наши отношения; вспомни, как мы вместе делали некое дело. Он никогда не кричал ему в спину и никогда не судил его. Лазарь был у края жизни этого богача, чтобы, может быть, выпросить прощения его; чтобы быть свидетелем настоящей, доброй, искренней дружбы. Он никогда его не судил.

Когда оба умерли, Лазарь оказался на лоне Авраамовом, в месте присутствия Бога, в Его Царстве. И оказался там потому, что никогда не судил этого богача. И хотя испытывал нужду, никогда эту нужду не ставил в условия своей молитвы об этом человеке. Богач об этом знает. Именно поэтому, увидев его в Царстве Божием, он просит Авраама: "Пошли ко мне этого Лазаря; пусть он прохладит мой язык, ибо здесь, в аду," -говорит богач, — "я мучаюсь". Слышите, он доверяет Лазарю. Он знает, что у Лазаря сердце доброе и искреннее. И на это сердце, и на эту молитву, и на эту жертву его он надеется даже там, в аду. Но слышит страшный приговор. Этим добрым сердцем, этой дружбой ты должен был бы воспользоваться при своей жизни. Теперь между нами большая пропасть.

И когда этот богач просит Авраама: " отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Потому что, наверное, и братья знают их историю, которую им этот богач, по всей вероятности, многократно рассказывал — об их однажды потерянной дружбе. Пусть придет. На что Авраам отвечает: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

Вера зиждется только там, где есть чистое сердце; где есть сердце, открытое к этой вере. А если в твоем сердце живет обида, если в твоем сердце живет боль, непрощенный грех, если в твоем сердце живет жажда мести, если в твоем сердце живет зависть, если в твоем сердце живет злорадство, если в твоем сердце живешь только ты сам, и никого больше в твоем сердце нет, даже если кто из мертвых придет, не поверишь.

Сегодняшняя история удивительно и трогательно рассказывает не о том, что было когда-то, а о том, что происходит сегодня с каждым из нас. Кто-то из нас по отношению к другому человеку ведет себя как этот богач, который мог бы поделиться своим прощением, который мог бы поделиться своей дружбой, который мог бы поделиться своей жизнью, своей любовью, но говорит по отношению к другому: "никогда не прощу, не забуду, не изменю своего к тебе отношения, всегда для меня ты будешь таким", — и проходит мимо.

Кто-то, может быть, чувствует себя человеком, у которого все отняли и потеряли, но при этом не находит в себе силы самому любить. Лишенный многого, раздражается и ненавидит, и становится таким же, как и этот несчастный богач.

В этой притче мы видим удивительный образ Лазаря, который оказывается здесь самым богатым человеком, потому что в сердце его нет ненависти, хотя жизнь его исковеркана болезнью, хотя внутреннее естество его страдает от голода, от боли. Но посмотри, его сердце никогда, никого не проклинает, он никому не кричит в спину с обидой, он никому не кидает в спину камни, он ни о ком не скрежещет зубами, и к своей жизни относится, как к такой, в которой оказался по своим грехам. И он исповедует их тем, что по-настоящему, искренне любит, надеется и ждет.

В сегодняшней истории каждый из нас просто не может не найти для себя место, просто не может проигнорировать этот образ Божий, пока мы еще вместе. Ведь придет время, когда мы окажемся там, откуда уже не переходят друг к другу. Пока еще есть возможность, хотя ты и беден, и несчастен, но быть искреннем, добрым и надеющимся Лазарем. Пока еще есть возможность, хоть ты и справедливо на кого-то, может быть, обижаешься и совершенно справедливо относишься к другому человеку, потому что он поступил неправедно, но все же остановиться у дороги, протянуть руку тому, кто так нуждается в твоей помощи, кто так нуждается в твоей заботе, кто так нуждается в твоем внимании, в твоей дружбе.

Пока еще есть возможность до Суда Божьего самим судить себя, чтобы на Суде Божием оправдаться, или не судить себя, а судить всех других, чтобы на Суде Божием быть осужденным, как был осужден богач и оправдан Лазарь. Не потому, что один был богат, а другой беден, а потому, что один был настоящим человеком, а другой не был настоящим человеком.

Сегодняшний образ зовет нас быть настоящими людьми, умеющими прощать, надеяться, любить, доверять, умеющими верить.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Луки, XVI, 19-31) за Божественной литургией в Димитриевском храме станицы Приближной Кабардино-Балкарской Республики, 8 ноября 2015

1851