О памяти предков

07.11.2015
Просмотры: 1446

После Куликовской битвы было еще много битв на земле русской. И так, постепенно в этот день стали совершать поминовение всех воинов, отдавших жизнь за свободу отечества и всех наших отцов, наших братьев, матерей и сестер. Ведь отдавать жизнь во имя свободы своего отечества, во имя своего дома — этот подвиг совершает не только тот, кто держит в руках оружие, но и тот, кто хранит язык, кто хранит свою веру, кто живет в своем доме и не бросает его независимо ни от каких обстоятельств, кто воспитывает своих детей в своей семье, кто радуется рождению детей и не ограничивает милосердие Божие в своей семье и рожает столько, сколько дает Бог – все это и есть любить свой дом, свою землю, свое отечество.

Один из московских святителей, митрополит Филарет, говорил так: худой гражданин земного отечества и небесного недостоин. Без молитвы невозможно никакое общение с Богом, — но любовь к Богу заключается еще и в памяти о своих предков, и в исповедании веры своих предков, и сохранении завета своих предков.

А что же нам завещали воины, которые оставляли свои жизни на поле брани? Что же они нам завещали, когда свою грудь подставляли под смертоносные пули и картечь, под штыки и ножи? Что же они завещали своею жизнью, жертвой нам? — Любить свою землю, жить на нашей земле. Говорили: во имя Христово отдаю свою жизнь, чтобы имя Христово славилось в моих детях. Отдаю свою жизнь во имя нашей отчизны, чтобы земля русская сохраняла свою культуру и традицию, свой язык в наших детях. Отдаю свою жизнь во имя свободы своих родных, чтобы они никогда не были пленниками тех, кто ненавидит нашу землю, ненавидит нашу веру. И этот завет для нас является самым драгоценным заветом, который оставили нам предки.

Отданная на поле брани жизнь сильнее любого оружия, потому что оружие можно использовать, и больше оно уже не принесет никакого вреда, его можно изломать и уничтожить, и оно больше не сможет действовать. А героическая смерть на поле битвы за свое отечество, за свою веру становится вечным оружием в сердцах и памяти потомков против врагов нашей веры и нашей земли.

Когда мы называем своих детей, даем им имена наших родных и близких, наших родителей, дедушек и бабушек, которые оставили нам наследство нашей веры. И так бывает из рода в род, из поколения в поколение. Это оружие — смерть во имя своей земли, во имя своей веры, во имя своей Церкви, во имя своей родины — никогда не теряет своей силы. Это оружие никогда не перестает поражать врагов, потому что передается из поколения в поколение, как любовь и завет мира.

Из древности пришла мысль: хочешь мира – готовься к войне. Но эта война, как нам об этом говорит Священное Писание: не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Ефесянам, VI, 12). Хочешь мира – воюй против страстей. Хочешь мира – воюй против пороков и грехов. Хочешь мира – воюй против зависимостей. Хочешь, чтобы в твоей семье всегда был мир – воюй, чтобы никогда в твоей семье не властвовала зависимость ни от алкоголя или наркотиков, ни от чего-либо другого. Хочешь мира в своей семье – воюй за то, чтобы жили все одной любовью и одним словом, и одним обещанием, и никогда не смиряйся с грехом, когда он приходит в дом под личиной «да сейчас так многие делают». Не впускай в дом врага, и будет в твоем доме мир. А будет он в твоем доме и в другом, и рядом – будет он во всей земле нашей.

Сегодня мы поминаем наших воинов, наших вождей, наших дедушек и бабушек, отцов и матерей, которые отдавали свою жизнь ради нас и завещали нам беречь веру нашу и память о них. Будем с бережностью и трепетностью хранить их имена в своей памяти и молить милосердного Бога о том, чтобы и нам быть достойными продолжателями их победы. Ведь они победили не потому, что мы живем, а потому, что мы помним о них. Пусть и наши дети будут наследниками побед нас, своих предков.

Молимся о упокоении почивших, и испрашиваем для них у милосердного Господа блаженного упокоения; испрашиваем мужества и доблести тем, кто ныне несет свою ратную службу. Просим у Господа и нам быть единым народом и нам быть одним телом Церкви Христовой. Просим Господа и нам быть вместе, чтобы, объединяясь вместе друг с другом в молитве, в жизни, своей традиции, своих обычаях, мы бережно хранили данную нам от Бога, руками наших предков, нашу русскую землю.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Никольском храме Пятигорска в Димитриевскую родительскую субботу, 6 ноября 2015

1446