Тогда не было удерживающего. Господь как будто бы на мгновение оставил Свой народ, чтобы через это оставление в народе родилось непреодолимое желание быть вместе. Ведь к тому времени очень многие начали жить, свыкаться с мыслью, что нам в общем-то неважно, каким мы живем строем или под каким знаменем ходим. Нам, в общем-то, и неважно, какой царь вместе с нами, и мы вместе с кем. Некоторые говорили: нам даже и неважна вера, главное, чтобы сытно есть и свободно, как им казалось, для своего времени жить. И за эту неразборчивость, за это предательство своей веры, за это предательство своего народа и предательство завета своих предков Господь на время оставил и град Москву, напав на которую враги привели в жесточайшее разорение.
И возродилось желание всего народа – быть вместе. Тогда собралось ополчение, которое возглавили Минин и Пожарский. И они, придя в Москву с Казанским образом Пречистой Богоматери, освободили столицу от захватчиков.
Мы знаем, что это время было временем единения духа и действенной любви к своей земле, которая началась, прежде всего, с памятования веры своих предков. И без этого памятования земля не была бы возвращена народу. Те времена были ознаменованы удивительным народным подъемом, который объединился вокруг образа Казанской иконы Божией Матери в своей молитве и в своей горячей надежде.
Каждый понимал, что, оказывается, не все равно, в какой стране жить, не все равно, за какого царя молиться, и не все равно, в какой храм ходить. Оказывается, все это имеет колоссальное значение для того, чтобы народ был единым. А без этого, когда каждый сам в себе — со своим царем в голове, каждый сам в себе — со своим представлением о Боге, о смысле жизни, о цели в жизни – не может быть никакого Отечества, не может быть никакой родной земли. Ведь родная земля роднится верой наших предков со времен святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси.
Смутное время для Отечества завершилось тогда, когда эта смута прошла в каждом сердце, была выгнана из него, когда каждый знал, какого он родства и племени, и какой он веры. И когда каждый говорил: "я помню свое родство"; когда каждый перестал быть Иваном, непомнящим своего родства, и стал Иваном, который любит, трепетно хранит и бережно передает своим чадам свое родство. Этот день, празднование Казанской иконы Божией Матери, был ознаменован окончанием смутного для нашей великой России времени и началом возрождения и соединения разных разрозненных народностей вновь в одно большое государство, в одно большое Отечество.
В нынешнее время мы нередко слышим разного рода разговоры, которые повелевают нам поверить в мысль, что, в общем-то, и неважно, на какой мы земле живем, неважно, как вокруг нас говорят, неважно, как исповедуют веру, главное – чтобы мы жили спокойно, и нас никто не трогал. Ничего подобного. Враг всегда крадется тихо, но, напав, лишает всего. И когда говорят: "лишь бы была бы тишина" — как бы мы не пропустили врага в свое сердце, в свою душу. Не всегда жажда тишины сродни с жаждой правды.
Нельзя молчать там, где предается Бог. Нельзя тихо вести себя там, где попираются наши традиции. Нельзя молчать там, где заставляют умолкнуть родную речь. Нельзя закрывать свои уста и сковывать свои руки и движения там, где говорят, что больше не будет у вас храма и больше вам негде будет молиться. В молчании, подлинно, предается Бог. Не о тишине мы просим, мы просим о мире, имя которому Христос. Мы просим о жизни, имя которой Бог. Не о спокойствии мы мечтаем, а о возможности свободно исповедовать свою веру, жить своей верой на своей земле – это для нас дороже любой свободы, это для нас дороже всего.
Совершая праздник Казанской иконы Божией Матери, здесь, в селении Марухе нашей любимой Карачаево-Черкесской республики, мы молим, прежде всего, Господа о том, чтобы Он всегда нас и детей наших сохранял на нашей земле. Этот храм стоит у могил наших предков, где покоятся те, кто основали здесь это селение, станицу, принесли сюда веру Христову. Это наши живые корни, без которых мы никогда не сможем приносить никакого плода. Никакой страх, никакие угрозы, никакие переживания не должны смущать наше сердце, когда мы думаем о своем будущем. Наоборот, страх и переживания могут быть тогда, когда мы о своем будущем размышляем без этой земли, когда мы пытаемся увидеть себя где-то вдалеке отсюда, — вот так будет страх и печаль.
Слава Богу, мы сегодня свободно живем в нашей республике, которая является неотъемлемой частью великой нашей России. Мы сегодня свободно исповедуем свою веру, приходим в храмы Божии, строим новые храмы, восстанавливаем древние обители. Бывает, что враг нападает, бывает, что люди, искушаемые дьяволом, ненавидящие других, пытаются запугать нас, в том числе и угрозою смерти. Но все это ничто по сравнению с вечной жизнью, и тем более все бессильно рядом со Всемогущим Господом и Спасителем Христом, и Его Пречистой Богоматерью. Именно поэтому не поддаваясь никаким страхам, не поддаваясь никакой смуте, не будем отдавать свою землю захватчикам, которые приходят сюда, никогда здесь не живя, ни родившись, не знают ни традиций, ни обычаев наших народов, начинают говорить нам, как теперь надо жить. Пусть живут так, как жили здесь мы испокон века с разными народами, с людьми разных национальностей, и пусть знают, что их правила здесь никогда не будут установлены.
На пороге храма, когда меня встречали мои братья казаки, мне сказали, что более полутора веков, здесь не совершалась архиерейское богослужение, с момента основания этой станицы. Но пришло время, в том числе, и архиерейских служб, пришло время, в том числе, и сегодняшнего дня, который я провожу вместе с вами, потому что приехал сюда в родную для меня землю, в родную для меня станицу, сюда, в дом Пречистой Богоматери. И пришло время особыми силами и молитвенным подвигом, да и тем, что живем здесь, стоять на нашей земле.
Слава Богу, мы в нашей республике живем вместе друг с другом — люди разных национальностей, разных религиозных традиций, — но все мы коренные жители нашей республики: и русские, и карачаевцы, и черкесы, и абазины, и осетины, и греки, — и все те, кто живет здесь, на этой земле, для всех нас она родная. И мы должны сделать все, чтобы это родство никому не отдать, не потерять его, как однажды, мы смогли руками наших предков не потерять нашу великую Россию, не потерять Москвы, не потерять своего Российского дома.
Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Казанском храме села Марухи Карачаево-Черкесской Республики 4 ноября 2015