Это были люди, которые избрали Господа и Спасителя Христа, и своей верой отдали Ему свою собственную жизнь. Они ничего от Него Самого для себя не требовали. Они лишь только ожидали, что с Ним будут в Царстве Его. Сила их заключалась не в том, что они постоянно что-то требовали у Бога себе, и Он им давал, и они, благодаря этому, возрастали из силы в силу. Нет. Сила их жизни заключалась в другом: свою любовь к Богу они воплощали в поступки каждого дня, каждой минуты своей собственной жизни. Быть апостолом для них означало не иметь какое-то от Бога наследство или какую-то силу, а иметь живую на Него надежду.
Хорошо жить человеку, у которого есть некий запас прочности: пусть это будут его таланты или средства, которые ему достались от родителей, или имя, которое ему сделали его родители или друзья. Но апостолы были не такие. Христос не оставил им ни богатств, не оставил им ни известного имени. Оставил им только крест, о котором сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (от Матфея, XVI, 24). Он не сказал им, что вас будут приветствовать и любить; Он не сказал им, что вы будете успешны, и все у вас будет хорошо, с точки зрения обычного человека. Он сказал, что их будут ненавидеть, проклинать, — будете ненавидимы всеми за имя Мое (от Матфея, X, 22). И они идут за Христом.
Что движет ими? Что становится глубокой внутренней силой, которая заставляет их идти за Христом? Надежда на то, что они достигнут жизни, о которой говорит им Господь: Я дам вам жизнь вечную. Жизнь временная для каждого из них становится средством для жизни вечной: ни целью, ни главной мыслью, жизнь временная становится не сутью жизни, а лишь только средством для достижения жизни вечной. И они следуют за Христом.
За их преданность за их бесстрашие, за умение везде быть христианином Господь дарует им чрезвычайные дары, которые дает любому человеку, который не побоится быть человеком. Не везде их принимают, не везде и не в каждом городе для них есть ночлег, не везде для них горячий обед приготовлен, не везде их принимают с радостью. Их преследуют и гонят, думая, что совершают правдивое дело, ибо преследуют тех, кто по их мнению нарушает их собственный уклад жизни, данной им как завет отцов. Но они продолжают идти из города в город, от дома к дому.
Главной силой их жизни стала проповедь о Христе. "Горе мне, если не благовествую" (1-е послание коринфянам, IX, 16), — говорит святой апостол. Горе мне, если я не проповедую: если не могу проповедовать словами, то проповедую своей жизнью, делами своей жизни. Горе мне, если во мне моя вера не дает плодов.
Они и проповедуют, они вступают в дискуссии. Они общаются с большим количеством людей, и к ним приходят люди не потому, что они от своего возложения руки дают исцеления или даже от падающей тени дают исцеления. Нет. К ним прислушиваются те, кто находит в них настоящего человека, способного понять, способного услышать, способного к диалогу.
Искусство успеха проповеди заключается не только в том, что ты можешь очень красиво сказать, что ты можешь сказать убедительно, используя большой арсенал цитат, слов, примеров. Нет. Для многих апостолов искусством их проповеди было умение слышать другого человека, помнить о его нуждах, быть небезразличным к другому человеку, что очень полезно и сейчас, для нашего времени. Когда убеждением для другого человека становятся не те, кто хорошо говорят, а те, кто умеют внимательно слушать, сопереживать, сострадать, те, кому ты небесполезен, интересен.
Бывает, слышу горькие слова, когда человек говорит: да я как-то просила что-то сказать мне, но никто на меня не обращал внимания. И, кажется, что вокруг были люди, которым мы могли многое сказать и о Боге, о Евангелии, но начать нужно было бы с простого – с внимания к тому, кто рядом.
Сила проповеди апостолов была в том, что они не избирали, кому говорить, а радовались любому, кто оказывался рядом. И они не смотрели с головы до ног или с ног к голове, они не оценивали человека, который стоит перед ними с той мыслью, насколько он мог бы быть полезен или нет. И даже когда видели человека в лохмотьях, то внутренне не охлаждали к нему интерес, а если он готов был и нуждался в слове, они всегда это слово произносили. Быть апостолом – это значит являть миру любовь Самого Господа и Спасителя Христа. Сила любви, она самая непреодолимая сила, которая может изменить любого человека. И сила слова апостолов заключалась именно в этом.
Апостольское служение – это жизнь настоящего христианина. И это служение возможно для каждого из нас. И для того чтобы совершать его, конечно, нужно многое знать о традиции Церкви, многое знать о Самом Господе и Спасителе, о Его искупительном подвиге, о Его Рождестве, многое знать о тайнах, которые Господь открыл нам через притчи и которые запечатлелись в богослужениях, в Таинствах. Это знать надобно. Но начинать проповедь всегда надо с простого интереса к человеку, внимательного слова. И затем, когда ты его видишь в следующий раз, припомни его имя, не забудь помолиться о нем и скажи этому человеку, что вчера я молился о тебе, а сегодня давай мы вместе о тебе помолимся, давай мы вместе придем в дом Божий и помолимся о том, о чем ты так плачешь, о тебе самом или о твоей нужде, о человеке, который для тебя близок и оказался на одре болезни, давай мы вместе совершим нашу молитву. Вот так и начинается проповедь – от дела вместе.
Совершая день памяти апостола и евангелиста Луки, мы сегодня, молясь угоднику Божию, просим и его для себя вдохновения быть в своей жизни настоящими апостолами, последователями за Христом, сила которых заключается в любви к людям: терпеливой любви, любви, которая готова ждать долго, как ждет пахарь, когда осенью, под зиму, бросает семя и ждет результата и лютую зиму, и раннюю весну, и только в свое время дожидается возрастания своего посева. Вот и мы просим святого апостола, чтобы он дал нам мудрость такого сеятеля – уметь ждать ростки в каждом человеке, не требовать плода сейчас же, а уметь терпеливо заботиться о всходах, чтобы они в свое время принесли сторичный плод.
День памяти апостола и евангелиста Луки ставит каждого из нас перед призванием, на кое Господь благословляет всех нас – быть христианами, проповедовать Евангелие, учить о Христе. Призывает каждого из нас вне зависимости от нашей жизни, кто ты в ней – священник, или ты занимаешься каким-то трудом мирской профессии, или ты уже находишься в возрасте, когда ты можешь учить из опыта своего преклонного возраста — независимо от того, кто ты, Господь всех нас призывает учить Его Евангелие, проповедовать Его имя.
Да поможет в деле нашей собственной веры и в деле проповеди нам апостол и евангелист Лука. Да поможет он нам быть примером, о котором сегодня мы говорим: внимательным, терпеливым, умеющим слышать и слушать, умеющим помогать тем, что сострадаешь, сопереживаешь, сомолитвенником становишься, вместе молишься с нуждающемся. Да поможет нам святой апостол и в нашей собственной жизни, преодолевая искушения и скорби собственной жизни, понимать, что во всем ты должен являть, прежде всего, христианскую силу. И когда ты ее явишь, Господь даст тебе и человеческих сил преодолеть любые обстоятельства твоей жизни, любые обстоятельства.
Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в день памяти апостола и евангелиста Луки, 31 октября 2015, в Никольском храме города Минеральные оды