Этапы возрождения современного казачества (на примере Карачаево-Черкесии)

14.10.2015
Просмотры: 3361

Историки по-разному толкуют время создания такого феномена как казачество – одни с появлением православия на Руси, другие – задолго до того. Однако все сходятся на том, что начало казакам положили наиболее свободолюбивые, не терпевшие рабства и никакой зависимости люди, бежавшие на пустынные приграничные земли России не по прихоти человеческой, а по целому ряду социальных, политических, религиозных причин.

Формальным началом официального возрождения современного российского казачества, можно считать момент проведения в Москве 28-30 июня 1990 Большого казачьего круга – учредительного съезда Союза казаков России, где были представители всех казачьих областей страны. Большой казачий круг положил начало новой общественной патриотической организации, поставивший перед собой задачи сохранения, изучения, развития и пропаганды культурно-исторического наследия, ратных и трудовых традиций казачества, борьбы за его историческую реабилитацию.

Сходы казаков стали проводиться на всей территории нашей страны, а 14 июля 1990 в Черкесске, в здании областного драматического театра состоялся учредительный съезд Верхнекубанского казачьего круга, придавший легитимность и организованность борьбе казачества Карачаево-Черкесии за свое возрождение.

26 апреля 1991 был принят Федеральный Закон "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому казаки были признаны репрессированной исторически сложившиеся культурно-этнической общностью людей, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида.

Впоследствии были приняты ряд законов, постановлений и распоряжений, касающиеся дальнейшей реабилитации казаков и казачества.

15 июня 1992 вышел указ президента РФ "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества", в котором, в частности, Президент РФ постановил: "в целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности… Осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей".

24 апреля 1994 было принято Постановление Правительства РФ № 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству", которое утвердило "Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству" и концепцию "Возрождения традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности".

Данным Постановлением были утверждены примерные положения о государственной службе казачества, приведен исчерпывающий перечень видов государственной службы российского казачества: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, служба по охране государственной границы, таможенная служба, служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России, служба по охране общественного порядка, охранная служба по сопровождению грузов и объектов государственного и важного народно-хозяйственного значения, егерская и иная природоохранная служба.

В дальнейшем, правовая и организационная основы государственной службы казачества были более детально определены Федеральным законом N 154-ФЗ от 5 декабря 2005 г. "О государственной службе российского казачества".

Наши исследования позволяют выделить три основных этапа возрождения казачества Карачаево-Черкесии:

Первый этап– конец 1980-х нач. 1990-х гг. Это этап самоидентификации казаков, консолидации казачества, формирования казачьих объединений. В этот период под напором горбачевской перестройки разваливается советская система тоталитарного партийно-государственного управления. Государство, пораженное глубоким системным кризисом, перестает выполнять свои основные функции, адекватно реагировать на запросы граждан и вызовы времени.

В стране, в том числе на Северном Кавказе, нарастает волна преступности, сепаратизма, бандитизма, других социальных атавизмов. Резко возрастает вынужденная массовая миграция "нетитульных" народов в целях самосохранения из мест их постоянного жительства, в том числе из Карачаево-Черкесии.

Естественной ответной реакцией на такие условия стала самоидентификация казаков, формирование казачьих объединений. 14 июля 1990 г. в г. Черкесске проводится учредительный съезд Верхнекубанского казачьего круга, создается региональная казачья общественная организация. Борьба казачества Карачаево-Черкесии за свою реабилитацию и возрождение приобретает легитимный, организованный характер.

Второй этап возрождения казачестваберет начало, по-нашему мнению, с 26 апреля 1991 г. – дня подписания Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным Закона "О реабилитации репрессированных народов", ставшего правовой основой деятельности общественных казачьих организаций. Согласно ст. 2 Закона казаки были признаны репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей.

С этого момента подъем казачьего движения на Кубани носит целенаправленный характер с четко выраженными формами: идеология – православие, власть – казачье самоуправление и государственная (в т. ч. военная) служба Отечеству. Совершенствуются структура и организация управления казачьим движением в стране и республике через штабы регионов и правления обществ.

Третий этапвозрождения казачества начинается с принятия Президентом РФ Д. А. Медведевым 3 июля 2008 новой Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, поднявший эту работу на качественно новый уровень.

Современная история Верхнекубанского казачества, представленного в настоящее время, в основном Баталпашинским казачьим отделом и частично Баталпашинским союзом казаков, ярко отражает этнополитические и конфессиональные аспекты возрождения казачества и его участия в стабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе, в частности в Карачаево-Черкесии.

Баталпашинский казачий отдел– структурное подразделение Кубанского казачьего войска, насчитывает в своих рядах более трех тысяч реестровых казаков, имеет 2 городских, 4 районных, 9 станичных, 5 хуторских казачьих обществ. В 1997 внесен в государственный реестр России. Баталпашинский казачий отдел занял важное место в социальной структуре Карачаево-Черкесской Республики и Северокавказского региона, выполняет важные общественно значимые функции, является серьезным стабилизирующим фактором внутренней жизни субъекта РФ. Казаки Верхнекубанского казачества активно участвуют в межэтническом и межрегиональном сотрудничестве, охране государственной границы РФ, в обеспечении законности и правопорядка в станицах и хуторах, в военно-патриотическом воспитании молодежи.

На всех этапах реабилитации казачества, его духовного возрождения важная роль отводилась религиозной составляющей этого многогранного процесса в лице русского православия. Все эти годы Православная Церковь, как и в прежние, смутные, времена по-отечески заботливо окормляла свою паству, служила казачеству надежной духовной опорой, твердым нравственным стержнем и выверенным жизненным ориентиром.

В своем Обращении к казачеству от 28 мая 1996 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, в частности подчеркнул: "Сегодня перед Казачеством вновь открывается возможность служить Вере и Отечеству. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества Государству Российскому. Мы надеемся на Ваше участие в возрождении не только своих исторических земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной Церкви, ибо без этого невозможно будет подлинное возрождение казака-воина, землепашца и первопроходца...".

Сегодня есть все основания утверждать – возрождение Верхнекубанского казачества Карачаево-Черкесии состоялось. Казаки занимают достойное место среди народов республики, полноценно представлены в органах государственной и муниципальной власти и управления, имеют необходимые условия для изучения и сохранения своей самобытной истории и традиционной культуры, языка и вероисповедания, организации и развития казачьего уклада жизни, сельскохозяйственного производства и промыслов, обучения и воспитания молодежи на славных примерах казаков старших поколений. Задача теперь заключается в том, чтобы не останавливаться на достигнутом, а продолжать и качественно улучшать работу по возрождению казачества. Все необходимые условия для этого есть, и на федеральном и на региональном уровне.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшего всестороннего изучения и анализа этнополитического и конфессионального аспекта процессов возрождения казачества и других народов Карачаево-Черкесии, происходящих в регионе в постсоветский период. Извлечения из этого соответствующих уроков, выстраивания выверенных и стабильных межнациональных, межконфессиональных отношений в регионе. Обеспечения на этой основе сбалансированной политики экономического и духовного возрождения всех народов республики и успешной реализации курса на всестороннюю модернизацию общества и государства.

Хубиев Ислам Хызрович, соискатель Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева / Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 3 (19)

Материал перепечатан из научной электронной библиотеки "КиберЛенинка"

3361