В театре, кино и мультфильмах. Откуда пошла мода на православную тематику?

09.10.2015
Просмотры: 1400

— А насколько вообще можно переиначивать библейские, иные церковные сюжеты ради того, чтобы они стали понятны широкой публике?

Владимир Легойда: Кинематографическая работа над библейскими сюжетами — это совершенно особая история. Я лично считаю, что, в принципе, можно снимать художественные фильмы, основанные на событиях Священного Писания. В таком понимании главная сложность, если речь идет о Евангелии, — снять фильм, не показывая Христа, чтобы не связывать образ Спасителя с каким-то конкретным актером, что, как правило, неизбежно происходит. Как это сделать? Например, в кинематографе есть такой прием "отраженная реакция". Можно с помощью современных технических средств снять, как Спаситель идет по воде, а можно показать реакцию людей, которые это видят. В принципе, мне кажется, это серьезный художественный вызов, дать ответ на который призваны люди профессии.

Что касается мультфильма, в нем нет какого-то церковного сюжета, который был бы переиначен создателями. В основе лежит художественное произведение, книга, сюжет которой адаптирован под формат кино.

— Мультфильмы, детская библия, скоро можно будет, видимо, прочитать сокращенный и упрощенный вариант Библии… Неужели для того, чтобы сделать веру притягательной, реально хороши все средства?

Владимир Легойда: Не готов согласиться с предложенным смысловым рядом. Мультфильм совершенно не является альтернативой Библии или традиции. Создатели не предлагают выбирать: Библия или мультфильм. Кстати сказать, даже само Евангелие предполагает некоторую разницу изложения, ради блага слышащего. Существуют, как известно, четыре Евангелия, и они с разных углов зрения пишут об одних и тех же событиях. Большинство библеистов, например, считают, что Евангелие от Марка — самое короткое — было написано в первую очередь для детей и подростков. Поэтому даже в самом Священном Писании обозначена возможность такого подхода.

Но это не значит упрощать веру, такой задачи нет. Зато есть задача, чтобы человек не прошел мимо того, что является самым главным в жизни. И вот часто задают вопрос, готова ли идти Церковь в ногу со временем, а я бы сказал по-другому: очень важно, чтобы время шло в ногу с Церковью. И это задача для всех верующих людей. Если в любом времени никак не проявляются евангельские смыслы, и в культуре прежде всего, значит, свидетельствующие о Христе не пытаются сделать Его послание понятным, и это в итоге отражается и на времени, и на жизни Церкви.

Мультфильм для детей и их родителей

— Принято утверждать, что современные дети бездуховные. Еще бы! Их воспитывает телевидение, где одни стрелялки и трупы, между тем мультфильм "Необыкновенное путешествие Серафимы" бьет все кассовые рекорды. Кто же идет в кинотеатр и почему?

Игорь Мещан, заместитель председателя Синодального информационного отдела: В кинотеатр идут родители с детьми, и родители потом пишут в отзывах, что наконец появился мультфильм, пригодный для просмотра. Как показывают опросы, таких более половины от просмотревших, и это очень хорошая новость. Я думаю, что это мнение людей, которые действительно обеспокоены проблемой воспитания своих детей, вкладывают в это силы и время. Это наша целевая аудитория, и мы надеемся ее расширять. Сейчас многие родители воспринимают современные мультфильмы как необходимое зло, а "Необыкновенное путешествие Серафимы" разрушает этот миф, доказывает, что отечественное кино может не только развлекать, но и воспитывать, говоря с детьми на понятном им языке. Что касается кассового успеха, то и его объяснить просто. Мультфильм, на который с удовольствием ходят и дети, и родители, не может не собирать больше, чем продукт, который адресован ограниченным возрастным категориям. Это не наше открытие.

— Главный герой мультфильма все же не девочка Серафима, а святой Серафим Саровский — чем он так притягателен для народа, недаром же в Дивеево до сих пор стекаются миллионы людей? Он — современный персонаж, на ваш взгляд?

Игорь Мещан: Не соглашусь с вами, что преподобный Серафим — главный герой. И название, и сюжет исходят из того, что в центре мультфильма ребенок, девочка, получающая помощь святого. Движение детской души к Богу, вот что в фокусе внимания создателей фильма и, надеюсь, аудитории. Саровский же — старец, прославленный Церковью и почитаемый народом, — это не древнее предание, это молитвенный собеседник миллионов людей. Если бы он был не современен нам, то и столь живого его почитания не существовало.

— По качеству производства мультфильм ничем не уступает голливудским — это значит, что наша мультипликация возрождается, или мы пошли по иному, западному пути развития этой отрасли культуры?

Игорь Мещан: Качество — это все же форма, упаковка, за которой должна быть своя идея. Думаю, что "Путешествие Серафимы…" — это как раз пример, когда идея, смысл предопределили качественное исполнение.

Беседовала: Юлия Тутина / Аргументы и факты

1400