В день Воздвижения Церковь полагает нам для поклонения и лобызания этот парадокс, от которого мы нередко бегаем. Мы лобызаем страдания Человека, истинного Человека – Господа, Который вочеловечился через Рождество посредством Преблагословенной Владычицы Богородицы и пришел в человеческий мир, в наш с вами мир.
Что же изменяется во мне тогда, когда я лобызаю Крест Господень? Если во мне есть хоть капля веры, если во мне есть хоть малейшая сила надежды на Бога, тогда, когда я лобызаю Крест Господень, когда я лобызаю Его Страсти, когда я поклоняюсь Его распятому на Кресте Телу, я принимаю с благодарностью Его обо мне страдания. Я свои страдания растворяю в Нем, свои страхи, свои боли, свое одиночество, свои немощи. Говоря еще проще, когда я лобызаю Крест Господень, я всю свою жизнь, всю жизнь целиком, отдаю Ему. Не боли и скорби Ему отдаю, не только свою нужду Ему отдаю, но всю свою жизнь.
Бог нашу человеческую боль берет в Себя, в Свое Божество, чтобы вместе с болью найти нас цельных. Не отнимает от нас только наши немощи, но, взяв на Себя, несет их вместе со всем нашим естеством.
Когда лобызаем Крест Господень, мы пред собою видим Господа, Который засвидетельствовал Свою любовь к нам самым высочайшем свидетельством, которое может быть только у людей – свидетельством смерти ради другого человека. Не ради Себя, не потому, что пришло время, не потому, что так сложились обстоятельства, но потому, что на это Он и пришел.
Нужно нам подражать этому подвигу Спасителя Христа. И не тогда лишь только смиряться со своими испытаниями, когда кажется, что уже ничто не может изменить их, но знать, что даже в своих болях, своих слезах, своих скорбях, мы можем и должны служить Богу и тем людям, которые рядом с нами.
Но у нас бывает чаще наоборот. "Видишь, мне сейчас не до тебя, мне и так хватает своей боли" — иногда срывается с наших уст, когда кто-то подходит к кресту нашей жизни. "Ну куда мне еще сейчас этим делом заниматься? Мне бы кто помог!" — говорим мы иногда тогда, когда у креста нашей жизни стоит человек в нужде. Христос не сошел с Креста, но взошел на него. И там, с Креста, и вопрошающим, и любящим, и ненавидящим, и страждущим, Он одинаково говорил: прости им, Боже; не ведают, что творят.
На Кресте Бог не со Своей болью, а болью каждого из нас. Этот бесценный дар Креста мы потому и ценим, что эта боль Христа — наша боль, Им взятая на Себя, наша боль, Им взятая Себе в удел Отца, Который у своего сына, у своей дочери отнимает Себе его смерть, чтобы через Себя подарить ему жизнь, обменять нашу смерть на жизнь вечную.
Когда мы лобызаем Крест Господень, никто из нас пусть никогда не скажет себе с убеждением, что моя жизнь самая тяжелая. Никто из нас пусть не скажет себе с убеждением, что я не могу что-то пережить. Если есть кто-то, кого ты до сих пор не можешь простить, поклоняясь Кресту, посмотри на Того, Кто простил каждого. Если ты не сможешь простить, тогда ты не христианин. Если в твоей жизни есть тот, кого ты так ненавидишь, как ненавидишь самое ужасное в своей жизни и не даешь человеку своей любви, но только разгораешься изо дня в день ненавистью, подойдя ко Кресту, посмотри на Того, Кто простил каждого, и о каждом молил: Боже, не ведают, что творят. Не мести просил, не злорадствовал, но молился за каждого как за своего. Если ты еще ненавидишь кого-то, ты не христианин.
Если в твоем сердце таится страсть, которую ты не прогоняешь из себя, но с которой ты живешь и от которой давно мог бы уже отказаться, но эта страсть все еще владеет тобою, и ты говоришь себе: "еще не время, вот попозже придет время, и тогда я займусь своей жизнью", посмотри на Крест. Господь претерпел Страсти ради каждого из нас. Он не потом, Он сейчас, здесь, в это мгновенье с каждым из нас. Если ты миришься со своими страстями, ты не христианин.
Подойдя к Кресту Господню, когда мы будем лобызать Честное Древо Животворящего Креста, еще об одном вспомним: о чем я благодарю Господа? Благодарю ли я Его за свои болезни и боли; благодарю ли я Его за свои недуги и слабости; благодарю ли я Его за то, что меня незаслуженно поносят и клевещут; благодарю ли я Его за то, что несмотря на все мои немощи, Господь дает мне верных и надежных людей? Пусть немного, пусть бывают и предатели, но есть те, кому я безгранично доверяю, кого я люблю. Благодарю ли я Бога о своих болях, которые Он уже давно взял на Себя? И которые во мне болят лишь только потому, что я все еще стыжусь быть христианином.
Подойдя ко Кресту, принесем Богу нашу благодарность за то, что ныне на Кресте смерть обменивает на жизнь, боль обменивает на утешение, грех обменивает на прощение, страсть выменивает из каждого из нас на Духа Своего Благого, Который действует в нас свободно.
Подходя ко Кресту Господню, сегодня еще будем вместе с равноапостольной Еленой, которая обрела Крест Господень, радоваться тому, что эта великая святыня, эта великая радость избавления нас, запечатленная на Кресте, ныне дарована к поклонению.
Сегодня, когда мы поклоняемся Кресту Господню, и вспоминаем всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, будем молить Господа, каждый сам о себе и друг о друге. Будем просить Его прощения и милости. Будем надеяться на Его крестную любовь, которая с каждым, кто берет свой крест и следует за ним. И наконец, будем благодарить Бога и за свой крест, который есть у каждого. Никогда не будем под ним стонать, но будем под этим крестом изо всех сил молить Бога, надеяться на Него, дабы нам донести свой крест жизни. Будем под этим крестом не изнемогать, а, напротив, искать тех, которым ты бы помог этим крестом идти по жизни.
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим" — сегодня этой молитвой мы лобызаем Крест Господень и предвкушаем Его Царство, Царство непобедимой победы, Царство вечной жизни.
Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Воздвиженском храме Кисловодска 27 сентября 2015, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня