Смотрите, что было с людьми, о которых рассказывает сегодняшняя притча. Имеющий пять талантов приобрел другие пять, и Господь порадовался вместе с ним. И заметьте, не забрал Свои пять и не отнял у него пять им заработанные. Оставил ему все со словами: войди в радость Господина своего. Эти слова можно было бы еще иначе понять: ты — настоящий сын, потому что все то, что Я тебе дал, ты не расточил, не разворовал, а ты жил со смыслом вернуть Мне Мое. Проще говоря, весь смысл твоей жизни бы не в том, чтобы во всем себе отказывать – Я тебе дал все для жизни. Но ты жил не для себя. И каждый раз, когда ты вкладывал талант своей жизни в какое-любо дело, ты перед глазами своими имел Своего Отца, перед которым говорил – а что же мне скажет Отец, если я погублю его.
Если я, имея талант верить, не верю; талант дружить – предаю. Если я, имея талант быть в семье верным семьянином, размениваю его и приношу измену и раздор. Если я, имея талант быть любящим отцом, становлюсь злым, неверным, раздраженным. Что же мне скажет Отец?
И вот этот, имеющий пять талантов изо всех сил старался, чтобы не погубить ни один. И приобрел еще больше. Как отец – крепкую семью, как муж — верную жену, как друг – множество друзей, как человек неглупый — приобрел тех, которые вокруг него также неглупо относясь к жизни приносили пользу, не губя друг друга пустыми словами, глупыми обещаниями, никчемными делами. Господь, увидев такого человека, сказал: ты добрый раб, ты в малом был верен, над многим тебя поставлю. У тебя было пять талантов, теперь у тебя их десять, и они все твои.
Так же было и с получившим два таланта. Все, что он смог в своей жизни, все те дары, которые у него были, он вложил с одной лишь только мыслью: Отцу вернуть то, что Он дал; Господину, вернуть то, что принадлежит Ему. И что он получает в ответ? И свою жизнь, и то, что он приобрел. Добрый раб, ты другие два таланта приобрел, войди в радость господина своего. В малом был верен, над многим поставлю тебя. Теперь у тебя их четыре, и это все твое.
И вот третий раб, который испугался Господина. Он был лукавым и ленивым. Он жил по принципу – один раз живем. "Талант, который мне дали, я верну своему Господину. Все же сверх этого приобрету для себя. А Ему скажу: вот Твое, Ты мне столько дал, столько и возьми, а жить я буду для себя". Так и прожил он свою жизнь, не приобретя ничего за талант, который ему дал Господин. Он жил только для себя. Как говорит апостол, не в Бога богател. Он жил по принципу – бери от жизни все, один раз живем. И самым главным центром этой жизни был не его Господин, который доверил ему талан жизнь. Нет. Самым главным богом в его жизни был он сам. Предавал, переступал, согрешал и шел дальше, говорил себе – один раз живем. Лишал других надежды и сам не надеялся, не имел друзей и сам ни с кем не дружил, никогда не прощал.
И пришло время, вернулся Господин. "Верни Мне то, что Я тебе дал, покажи Мне, как ты живешь". "Возьми, Господи. Все, что Ты мне дал, Тебе возвращаю. Я побоялся что-либо сделать в своей жизни. Я побоялся верить, я побоялся прощать, я побоялся любить, я побоялся быть честным, я побоялся дать слово и сдержать его, я побоялся быть человеком".
Лукавый и ленивый раб, – когда я вместе с вами читал это Евангелие, эти слова прозвучали страшно, потому что когда рассматриваешь дары, которые Господь нам дарует в жизни, понимаешь, что ты намного больше мог бы сделать ради Бога, если бы ты это делал ради Него, а не ради себя. Лукавый и ленивый. Когда приходит время молитвы, нам нет на это время. Когда приходит время, чтобы общаться с Отцом, мы не находим это время для Него. Лукаво говорим себе: другим занимаюсь. Когда приходит время поста, воздержания, когда приходит время подвига, мы говорим только не сейчас, лень, привык жить другой жизнью. И так мало-помалу, талант, который дал мне по силам моим, все глубже и глубже оказывается в земле моего себялюбия.
Когда мы живем только ради земли, в которую прячем все таланты нашей жизни, сами становимся этой сырой землей, лишаем себя неба. Эта земля никогда, никогда не даст нам свободу. Напротив, когда живя на земле все свои таланты мы вкладываем в небо, все то, что мы делаем со словами "Господи, не мне, но имени Твоему подобает всякая слава и поклонение", "Господи, не ради меня, а ради Тебя". Что бы ты ни делал, когда ты делаешь это не потому, что можешь, а потому, что любишь Бога, несомненно имеющему дастся, а у не имеющего будет отнято и то, что он имеет.
Сегодняшнее Евангелие заканчивается словами, которые я хотел бы вновь повторить: имеющий уши слышать, да слышит. Может быть, пока еще Господин не вернулся, пока еще Он не призвал на Свой суд и не спросил о моей жизни, пора уже вложить данный нам талант в дело. Проще говоря, начать жить не только для себя, рассматривая не только свое имя, начать жить боясь не только за свое имя, за свою карьеру, за отношение к себе. Может быть, пришло время вложить этот талант в дело веры. Сделать первый шаг и простить того, кого не можем простить. Вложить талант в дело веры: доверить тому, кому до сих пор не доверял, вложить этот талант в дело веры – престать сеять из своего сердца гнев и колкие слова в адрес того, кого мы так ненавидим, положить туда этот талант и пусть там вырастет наше прощение, наши надежды, наша любовь к этому человеку. Может быть, пришло время раскопать этот талант и начать жить не для себя
Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта 201 сентября 2015 после чтения Евангельского зачала (от Матфея, XXV, 14–30) за Божественной литургией в кафедральном соборном храме во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Очей купели