Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма

В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11).

В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2).

Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям "живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина".

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду.

Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией и считает пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о том, что систематическое употребление алкогольных напитков не приносит вреда здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации. Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в обществе.

II. Формы и методы деятельности по утверждению трезвости

Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

Работа по утверждению трезвости ведется по трем направлениям.

Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.

Братства, общества, общины трезвости и иные церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя "праздники трезвости" и создавая "территории трезвости".

Второе направление охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).

Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом, и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости. В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании.

Деятельность православных реабилитационных центров и организация борьбы за трезвый образ жизни должна быть регламентирована составленной компетентными лицами методикой и проходить с благословения правящего архиерея. Основным направлением деятельности центров должно быть использование одобренных Церковью и официальной медициной средств излечения недугов при свободном желании пациента. Неприемлемо использование в православных реабилитационных центрах псевдонаучных и оккультных методик.

Особо необходимо отметить следующие формы и методы реабилитационной деятельности, часто применяемые православными организациями и доказавшие свою эффективность.

1. Обеты трезвости (зароки от пьянства). Для укрепления в борьбе за трезвость люди могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками, а также людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма и желающими вести трезвый образ жизни.

2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников. Консультации проводятся священнослужителями, специалистами или добровольцами, обладающими теоретическими и практическими знаниями о способах преодоления алкоголизма.

3. Групповые беседы со страждущими и их родственниками. Такого рода занятия имеют своей целью формирование и закрепление стремления к трезвой жизни.

4. Курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости. Цикл занятий, который проводится в виде курса лекций или семинаров, имеет своей целью формирование и закрепление мотивации к трезвой жизни и является частью процесса реабилитации.

5. Группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни. Группы самопомощи представляют собой организации людей, страдающих алкогольной зависимостью, и/или их близких, созданные с целью избавления от недуга пьянства подверженных ему людей.

6. Реабилитационные центры — церковные и церковно-общественные учреждения, в которых оказывается помощь в преодолении зависимости и восстановлении социальных навыков. Реабилитация предполагает изменения, затрагивающие отношение человека к собственному здоровью и психологическому состоянию, к труду, к получению образования, к близким людям и обществу, к нравственным и религиозным ценностям.

Важной частью реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов. Реабилитация может проводиться в приходских общинах, монастырях и в других местах и быть как стационарной, так и амбулаторной.

Важнейшей составной частью церковной реабилитационной работы является духовная помощь, приведение страждущего к изменению духовно-нравственных установок и постепенному избавлению от зависимости через сознательное вовлечение его самого и его близких в евхаристическую и общинную жизнь.

III. Координация церковной деятельности по утверждению трезвости

Церковная деятельность по утверждению трезвости осуществляется на следующих уровнях.

1. Общецерковный уровень. На этом уровне координацию деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. В задачи Отдела входит:

·         разработка и координация общецерковных программ по утверждению трезвости и оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной зависимостью, и их родственникам;

·         подготовка методических материалов и распространение их в епархиях;

·         организация регулярных обучающих семинаров для должностных лиц и добровольцев;

·         разработка совместно с Учебным комитетом курсов для учебных заведений Русской Православной Церкви по подготовке специалистов в сфере организации и осуществления деятельности по утверждению трезвости;

·         создание во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации методик и учебных пособий для проведения в православных учебных заведениях и воскресных школах занятий, нацеленных на воспитание правильного отношения к трезвой жизни;

·         обмен опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими, в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей;

·         совместно с церковно-общественным советом по защите от алкогольной угрозы поддержание инициатив социально активных граждан и объединений, усилия которых направлены на борьбу с пропагандой алкоголя, его реализацией и употреблением;

·         открытое обращение к органам государственной власти с предложениями о борьбе с причинами алкоголизма и наркомании и профилактикой таковых;

·         создание общецерковного объединения православных обществ трезвости.

2. Епархиальный уровень. Епархиальные архиереи определяют направления и приоритеты деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в зависимости от имеющихся потребностей и сложившейся практики. Они также по представлению координаторов и благочинных определяют меру участия приходов в данной деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан и материального достатка. В епархиях могут быть созданы подразделения по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В их задачи входит:

  • распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных специализированными церковными учреждениями и предназначенных для обучения различным видам деятельности по утверждению трезвости;
  • проведение обучающих семинаров, а также курсов подготовки церковных специалистов по организации работы в области утверждения трезвости;
  • привлечение клириков, мирян и учащихся духовных учебных заведений к практической деятельности по профилактике алкоголизма;
  • создание в епархиях объединений мирян — специалистов в этой области: врачей, психологов, педагогов, социальных работников;
  • помощь в укреплении материальной базы епархиальных, приходских и монастырских программ в области утверждения трезвости, в том числе через проведение епархиальных целевых денежных сборов;
  • координация деятельности приходских братств, обществ и общин трезвости;
  • создание при соответствующем епархиальном отделе телефонной справочно-консультационной службы по вопросам помощи страждущим и их близким.

Епархиальным архиереям следует призывать духовенство являть собою пример трезвой жизни.

3. Благочиннический уровень. Общая организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости на уровне благочиния, а также организация межприходского взаимодействия в данной области находится в компетенции благочинного. Непосредственное исполнение этих задач может быть поручено помощнику благочинного.

4. Приходской уровень. На приходском уровне организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы может быть возложено на штатного приходского социального работника, других специалистов или добровольных помощников.

Деятельность прихода по утверждению трезвости включает в себя следующие направления:

  • создание при приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия, реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, а также реализацию иных форм работы;
  • осуществление профилактических и реабилитационных программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников;
  • формирование групп добровольцев и привлечение специалистов, готовых и способных участвовать в деятельности по утверждению трезвости;
  • организацию обучения добровольцев;
  • сотрудничество с государственными и общественными организациями, осуществляющими антиалкогольную деятельность в рамках совместных проектов;
  • трезвенное просвещение детей и молодежи прихода;
  • взаимодействие с образовательными, социальными и медицинскими учреждениями;
  • привлечение страждущих от алкоголизма и их родственников к постоянному, осознанному участию в литургической жизни Церкви, совершение специальных молебнов и молитвенных правил об утверждении трезвости и избавлении страждущих от недуга пьянства. В этом должны также участвовать и прихожане, желающие оказать содействие в укреплении трезвенной жизни и борьбе с алкоголизмом.

5. Монастыри издревле являлись центрами аскетического подвига и молитвы, участвовали в делах милосердия и благотворительности. И в наши дни тысячи страдающих алкоголизмом людей обращаются сюда за помощью. Часто именно в монастырях они находят себе временный или постоянный приют. Монастыри могут участвовать в деятельности по утверждению трезвости в тех же формах, что и приходы, с учетом особенностей жизни обителей. Насельники монастырей призваны являть собой примеры трезвого образа жизни.

IV. Взаимодействие Церкви, государства и общества в утверждении трезвости

Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства. Комплексная система воспитания народа в духе трезвости была выстроена совместными усилиями Церкви и государства еще в конце XIX века. В настоящее время сотрудничество государства и Церкви в утверждении трезвости и профилактике алкоголизма необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях.

Соработничество Церкви и государства может осуществляться в следующих видах деятельности:

  • в разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, направленных на утверждение трезвости, в том числе через искусство и средства массовой информации;
  • в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
  • в законотворческой деятельности в области утверждения трезвости;
  • в общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя;
  • в содействии общественному движению трезвости.

Церковь не подменяет собой государственные медицинские и образовательные учреждения, но всемерно способствует их деятельности, направленной на оказание помощи зависимым от алкоголя людям и профилактику алкоголизма.

Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.

V. Сотрудничество со средствами массовой информации

В целях утверждения трезвости и профилактики алкоголизма полезным является сотрудничество церковных структур со средствами массовой информации. Сотрудничество Церкви со СМИ в данной сфере может включать в себя:

  • разработку и проведение информационных кампаний, подготовку печатных публикаций, радио- и телематериалов на тему утверждения трезвости;
  • содействие освещению в СМИ церковной деятельности по утверждению трезвости, организация социальной рекламы;
  • размещение в сети интернет (сайты, базы данных, библиотеки, социальные сети, блоги, форумы и прочее) материалов, посвященных утверждению в обществе норм трезвости.

Церковь признает недопустимой рекламу алкогольной продукции в любой информационной сфере.

VI. Заключение

Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых. Особое место в утверждении трезвости и профилактике алкоголизма занимает полное воздержание от употребления алкогольных напитков.

Документ принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 80).

Просмотров: 738

Поделиться

VK:39834