"Мы совершали перемещение во времени, начиная с первых веков христианства…"

Когда-то люди, посетившие святые места, возвращались, держа в руках пальмовые ветви. От латинского "palmarius", кстати, и произошло слово "паломник". Мы же принесли домой не пальмовые ветви, но свет в душе и незабываемые впечатления о своем путешествии к православным святыням Крыма.

Мы – это большая группа прихожан различных храмов Пятигорской епархии. 53 человека — разных по возрасту (7 лет Илюше — самому младшему и за 75 старшим), жизненному и церковному опыту.

3 июля в 4 часа пополудни с молебна и напутственного слова руководителя паломнической службы "Кавказский Паломник" протоиерея Вячеслава Фомина началось наше путешествие. Впереди был путь длиной почти в 900 километров до поселка Николаевка, где в гостевом доме "Елени" нас ждал "и стол, и дом". Из Николаевки (она находится примерно в 40 километрах от Симферополя) предстояли радиальные поездки к святыням Крыма.

Мы совершали виртуальное перемещение во времени, начиная с первых веков христианства. Здесь, в Крыму, проповедовал апостол Андрей Первозванный. Сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь православие князь Владимир. Мы узнавали об утверждении христианства на полуострове, знакомились с историей и архитектурой храмов и монастырей, в том числе уникальных, слушали рассказ о святых, мучениках и исповедниках, прикладывались к древним иконам, побывали у источников, прославленных исцелением; посетили возрождающиеся церкви и обители.

Конечно, нескольких дней недостаточно, чтобы познакомиться со всеми драгоценными православными святынями, а тем более и с памятниками истории и культуры, важными для представителей других религий. Ведь в разное время древняя Таврида была домом многим народам: воинственным киммерийцам и скифам, умелым градостроителям грекам, предприимчивым генуэзцам, кочевникам татарам. Наше путешествие проходило в чудесное время года: июль — макушка лета, а Крым славится не только многочисленными святыми местами, но и удивительно красивой природой, кусочек которой нам также посчастливилось увидеть.

В монастырь над скалой Явления

После размещения в гостевом доме и обеда мы не стали терять время и отправились в окрестности Севастополя. Здесь, на мысе Фиолент, что по-гречески означает "Божья страна", находится Свято-Георгиевский мужской монастырь. Одно из преданий гласит, что в 891 году у здешних берегов попали в страшный шторм греческие мореплаватели. Гибель была неизбежна, греки взмолились — и неожиданно на скале в море недалеко от берега им явился святой Георгий. По его молитве буря стихла. В память об этом спасенные основали небольшой монастырь. К 1000-летию обители на скале Явления был установлен крест с образом святого. Свято-Георгиевский монастырь стоит прямо над обрывом.

Вот как описал его в середине XIX века писатель-путешественник Евгений Марков: "Я подошел к решетке монастырского двора… Подо мной была бездна… вот истинное место для молитвы и созерцания Бога, тут, действительно, поклонишься Ему со страхом и трепетом…".

В 1820 в Георгиевском монастыре останавливался А. С. Пушкин. Монастырь и крутая лестница от него к морю оставили в поэте сильное впечатление. Любопытно, что в здешнем монастыре готовили флотских иеромонахов. Во время Крымской войны они несли свою службу на кораблях. В советское время обитель разделила участь монастырей и храмов всей страны. Слова церковной службы снова зазвучали здесь в 1993, а регулярные богослужения начались тремя годами позже. Пока что епархии возвращена лишь часть бывшей территории обители.

Когда мы приехали, в храме уже шла вечерняя служба, во дворике принимали исповедь, поскольку внутреннее пространство храма совсем маленькое. Мы присоединились к молящимся, а часть членов нашей группы изъявила желание исповедаться.

К святому врачу

На следующий день наш путь лежал в столицу Крыма – город Симферополь. Для тех, кто прибывает на полуостров самолетом, Симферополь – небольшая остановка на пути к побережью, курортным городам. Но у этого города своя богатая событиями судьба и свое лицо. В "городе-собирателе", как переводится с греческого название "Симферополь", мы осмотрели три храма: кафедральный Петропавловский, Свято-Троицкий и святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

По преданию, Петропавловский собор выстроен на месте, где в период Крымской кампании 1770 года стояла штабная палатка А. В. Суворова. Сегодня здесь покоятся мощи святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического, прославленного в лике местночтимых святых в 2008. Небольшая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены считается первым православным храмом Симферополя. Правда, от той, первой, полковой, церкви, сохранились лишь изображения полковых гербов на потолке.

Главное же наше внимание было отдано старинному Свято-Троицкому храму. Сначала это была приходская греческая церковь, потом кафедральный собор, а с 2003— часть Свято-Троицкого женского монастыря. Здесь, в серебряной раке, подаренной греческими священниками, хранятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в 2000 канонизированного в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) был крымчанином по рождению и отдал Крыму последние пятнадцать лет своей жизни. Удивительна судьба этого человека: врач-хирург, профессор медицины и духовный писатель, архиепископ Симферопольский и Крымский. Три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок – и Сталинская премия I степени за научный труд "Очерки гнойной хирургии", в котором разработан новый метод лечения гнойных ран, сохранивший жизнь тысячам наших солдат в годы Великой Отечественной войны. Известна такая история: на публичном допросе на вопрос обвинителя "Как это вы верите в Бога? Разве вы его видели?" святитель Лука ответил: "Бога я, действительно, не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил". Земная жизнь святителя окончилась в 1961, но и по сей день он продолжает помогать страждущим. Многие люди, обращавшиеся к нему с горячими, искренними молитвами, избавились от недугов.

Отстояв очередь, поклонились мощам святителя Луки и мы. Жаль, не хватило времени посетить музей, открытый на территории обители. Зато мы могли поздравить исповедавшихся накануне членов нашей группы с причащением Святых Таин.

Совершив небольшую прогулку по центру Симферополя и осмотрев из окна автобуса возрождающийся Свято-Александро-Невский собор, мы отправились дальше.

В пещерный монастырь

Нашей целью был Успенский Бахчисарайский монастырь. Сия святая обитель находится в урочище Мариам-Дере (ущелье Святой Марии) неподалеку от бывшей столицы Крымского ханства Бахчисарая, основанного в VI веке.

О том, почему Успенский монастырь появился именно на этом месте, рассказывает такое предание. В давние времена пастух по имени Михаил пас в ущелье стадо. Вдруг он увидел диво: на скале в семи саженях от земли — икона Богоматери и перед нею горит свеча. Михаил поспешил домой и рассказал о чуде хозяину. Пришли в овраг люди, с большими почестями сняли икону и перенесли в дом. Но утром иконы в доме не нашли: она вновь оказалась на той же скале, на том же самом месте. Тогда стало понятно, что Божией Матери угодно, чтобы Ее икона находилась именно здесь. В скале высекли храм, а к храму — ступени и перенесли туда икону.

Точная дата основания монастыря неизвестна, но, вероятнее всего, это было в XV веке. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма и резиденцией митрополита. К началу XX века здесь существовало пять храмов. Были построены также дом настоятеля, дома для приема паломников, каменный трапезный корпус с кухней, трапезной и шестью братскими кельями. Кельи были вырублены и в скале. Во время Крымской войны 1853–1856 годов монастырь предоставил одно из зданий под госпиталь. Здесь работал знаменитый хирург Н. И. Пирогов. В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. Возродился монастырь в 1992, восстановлено уже многое, строительные работы продолжаются.

С волнением поднимались мы по каменной лестнице из 84 ступеней, вырубленных в скале, в Успенский пещерный храм (кое-кому повезло попасть и в находящийся ниже небольшой пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка), молились у знаменитой иконы Божией Матери, набирали воду из святого источника, с восхищением любовались красотой ущелья.

К православному святому — папе Римскому

Недалеко от Севастополя, на берегу реки Черной, впадающей в Северную бухту, находится Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Святого Климента папу Римского почитали еще со времен князя Владимира как одного из первых христианских проповедников в русских землях. Кстати, ему посвящен один из самых больших в Москве храмов — даже переулок назван Климентовским (рядом с метро "Третьяковская").

В первые века христианства языческая Римская империя ссылала в Крым слишком активных христиан. Так в окрестности современного Севастополя в конце I века попал бывший в то время епископом Рима папа Климент. Он был сослан на каторжные работы — вручную в каменоломнях добывать известняк, которым так богаты территории близ Севастополя. Работа была тяжелейшая, но епископ Климент находил силы, чтобы обратить в православие и крестить местных язычников. К тому же здесь было около двух тысяч сосланных христиан, которые объединились вокруг Климента. В ходе работ по ломке камня в скалах образовались пещеры.

По преданию, в одной из них святитель Климент и устроил церковь. В этом древнем пещерном храме можно помолиться и сегодня. Здесь же установлена рака с частицей мощей от честной главы священномученика Климента, переданной из Киево-Печерской лавры. Кроме Свято-Климентовского храма в Монастырской скале вырублены еще два пещерных храма: святого апостола Андрея Первозванного и Святителя Мартина Исповедника (он был сослан сюда позже, в VII веке).

Вход в пещерные храмы из общего внутреннего дворика. Слева от лестницы находится костница с несколькими рядами черепов за стеклом. Вверху надпись: "Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы". За пределами дворика, у подножья Монастырской скалы, разместились два наземных храма — Святой Троицы и Святого великомученика и целителя Пантелеимона, а наверху на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты (V век). Когда-то здесь находился еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца. Здание очень пострадало при землетрясении 1927 года и во время боевых действий в Великую Отечественную войну и потому было разобрано.

Инкерманский монастырь ведет свою историю примерно с VIII – IX веков. В разное время его посещали Екатерина II, Александр III и члены царской семьи. Храм великомученика и целителя Пантелеимона был построен в память о чудесном спасении императора Александра III и членов его семьи в железнодорожной катастрофе, произошедшей в октябре 1888 года у станции Борки под Харьковом.

В Севастополь – город русских моряков

"Стоит над Черным морем Севастополь, дважды увенчанный славой двух своих оборон, и эта слава, подобно двойной звезде, сверкает на вечном небе истории нашей страны", — писал Леонид Соболев. Имя, данное городу ("Севастополь" означает в переводе с греческого "величественный, достойный поклонения, героический город"), он оправдал всей своей более чем двухвековой историей.

Выстроенный из белого инкерманского камня, уступами поднимающийся по холмам, отражающийся в водах бухт, окруженный пышным зеленым нарядом, Севастополь поразил наше воображение. Трудно поверить, что во время Великой Отечественной войны город представлял собой просто груду руин. Из 6402 жилых зданий было полностью разрушено 5379, в центре осталось 7 полуразрушенных домов. Между прочим, среди вариантов восстановления Севастополя был один, предусматривающий строительство города на новом месте, но Сталин решил: "Восстановить Севастополь таким, каким он был до войны". Севастополь строила вся страна. Восстановление вошло в историю как третий подвиг этого города.

Белокаменные здания, многочисленные военные корабли в бухтах, знаменитая Графская пристань, памятник затопленным кораблям, ставший символом Севастополя… Знакомство с городом удачно дополнила морская прогулка на небольших катерах по севастопольским бухтам. А сколько еще здесь можно посмотреть! Панорама "Оборона Севастополя 1854—1855 годов", диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", Малахов курган, Военно-исторический музей Черноморского флота РФ, Музейный историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя "35-я береговая батарея".

Мы осмотрели собор равноапостольного князя Владимира — усыпальницу адмиралов, как называют его в Севастополе. В 1851 году в склепе на месте будущего собора был похоронен М. П. Лазарев – русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды и командующий Черноморским флотом, неутомимый строитель Севастополя, преобразивший город и беззаветно ему преданный. Во время Крымской войны здесь нашли последний приют адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин и П. С. Нахимов, погибшие на севастопольских бастионах. Помимо четырех великих флотоводцев, в храме похоронены еще 9 адмиралов русского флота.

В Севастополе есть два Владимирских собора. Еще один находится в Херсонесе, куда мы и направились после осмотра центральной части города.

В Херсонес — начало времен

На окраине Севастополя, на берегу одной из бухт, располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Он был основан греками в V веке до нашей эры и просуществовал до XIV века. Сегодня это историко-археологический музей-заповедник, занимающий большую территорию — около 500 гектаров. Удивительное ощущение появляется, когда бродишь по раскопкам города: история здесь как будто замерла.

Православному человеку Херсонес интересен прежде всего тем, что именно здесь, как гласит "Повесть временных лет", в 988 случилось великое для всей истории событие: "Епископ же корсунский, огласив, крестил киевского князя Владимира". Корсунью называли Херсонес. На месте крещения построен Свято-Владимирский собор. Первый камень будущего храма в 1861 заложил император Александр II.

На Южный берег Крыма

Дорога из Николаевки к Южному берегу Крыма очень живописна, а со смотровой площадки на Ласпинском перевале — самой высокой точке шоссе Севастополь-Ялта, открывается сказочно красивый вид на Ласпинскую и Батилиманскую бухты. Полюбовавшись им, мы зашли в храм-часовню, расположенную чуть ниже смотровой площадки. Часовня была построена в 2003 году в честь 2000-летия Рождества Христова на пожертвования и при участии Черноморского флота России.

Южный берег Крыма, узкая полоса черноморского побережья на южном склоне Главного хребта Крымских гор, — это лазурное море, леса, горы, каньоны, водопады, пещеры, старинные крепости, дворцы и парки с экзотическими растениями, чистый воздух, наполненный ароматом крымских сосен и разнотравья. Это романтические легенды и названия, которые звучат, как сказка: Ореанда, Симеиз, Гурзуф, Массандра, Мисхор, Ливадия, Гаспра, Ялта, Форос…

Не доехав нескольких километров до Ялты, мы оказались в Ливадии, чтобы осмотреть бывшую южную резиденцию российских императоров. Ливадийский дворец, соперничающий с Воронцовским за звание самой роскошной резиденции Крыма, в самом деле, прекрасен. Мы любовались им, а также парком, террасами спускающимся по склонам холма до самого моря; многочисленными беседками, мраморными скамеечками, фонтанами, ажурными арками в зарослях глицинии. Помолились в Крестовоздвиженской церкви — домовом храме трех императоров. Здесь начиналось последнее российское царствование: 21 октября 1894 года святым праведным Иоанном Кронштадтским были отслужены панихида по почившему императору Александру III и молебен при восшествии на престол Николая II. Здесь же святой миропомазал, приобщив к православию, будущую императрицу Александру Федоровну. Среди немногочисленных присутствующих была ее сестра, будущая святая мученица Елизавета Федоровна, в 1918 году сброшенная живьем в алапаевскую шахту.

Нам бы тоже хотелось задержаться здесь подольше, но впереди была Ялта. В Ялте мы посетили Александро-Невский собор – храм-памятник в честь в Бозе почивших государей российских Александра II и Александра III. В июне 1918 здесь отпевали жену Ф. М. Достоевского Анну Григорьевну, а после войны в большие церковные праздники в соборе неоднократно служил святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Знакомство со святыми местами Южного побережья закончилось в поселке Партенит, где находится подворье Косьмо-Дамиановского монастыря, храм "Всецарицы". В сам монастырь св. Косьмы и Дамиана попасть сложно: он расположен на горе Чатыр-Даг, на территории Крымского заповедника.

К святой Параскеве

Утром 8 июля мы тронулись в обратный путь. В 69 километрах от Симферополя неподалеку от Тополевки наш автобус свернул с феодосийской трассы к Топловскому Троице-Параскевиевскому женскому монастырю. Село Тополевка, ранее греческое, когда-то называлось Топлы, отсюда и название монастыря. Расположен он в живописном месте: вокруг густой лес, сквозь который виднеются обрывы скал, рядом очень красивая долина реки Мокрый Индол. Покровительница топловской обители – святая Параскева. Преподобномученица Параскева жила во II веке в Риме.

С греческого языка слово "Параскева" переводится как "пятница". Дочь христиан, после смерти родителей дав обет девства, Парасева раздала все имущество и начала проповедовать о Христе перед язычниками. Во время своих путешествий она пришла в Крым. По местным преданиям, именно здесь, в крымских горах, в урочище Топлу, произошла ее мученическая казнь — ей отсекли голову, после чего на этом месте открылся целебный источник, никогда не пересыхавший за 19 веков. У источника, носящего имя Святой Параскевы Римской, и расположен монастырь. В лесу, в двух и пяти километрах от обители, находятся еще два целебных источника: святого Георгия и Трех Святителей. У источников устроены купели.

Утром 9 июля наше путешествие закончилось.

Наталья ЮХНО

Просмотров: 1375

Поделиться

VK:39834