Как крестился князь Владимир

11.07.2015
Просмотры: 1623

 

Магометан (мусульман) он спросил: "В чем вера ваша?" И те рассказали князю про обрезание и запрет на вино и свинину. Но за это, сказали они, "даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен". Владимир "слушал их всласть — так как и сам любил жен. Но вот, что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса. А о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить"".

Римских "латинян", явившихся вслед за болгарами, русский князь отослал со словами: "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого". А иудеев-хазар спросил, где их земля, и, услышав, что Бог рассеял иудеев по разным землям, заключил: "Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"

Византийского посланца, которого летопись называет "философом", Владимир слушал долго и с интересом, но все же окончательного решения о выборе веры так и не принял.

На следующий год (987) князь уже сам отправил по разным землям гонцов, чтобы узнать, "кто как Богу служит". Гонцы вернулись, наиболее впечатленные службой в Царьграде (Константинополе): "Не знали где мы — на небе или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой". Тогда-то князь и решил принять крещение по греческому обряду, и бояре поддержали его.

Вопрос преображения

Историки задаются вопросом: зачем вообще Владимиру понадобилось менять веру? Почему и как произошел поворот, превративший язычника в христианина?

Летопись только усложняет поиск ответа, сообщая: всего за несколько лет до крещения Владимир ставил языческих идолов в Киеве. А после одного из удачных походов принес богам человеческую жертву, жребий пал на христианского юношу, и когда отец-варяг вступился за него, убили обоих.

Через Русь шел путь "из варяг в греки", под боком была блистательная Византия, Владимир видел в христианстве объединяющее начало для своих земель и одновременно желал вступить в родство и стать вровень с византийскими императорами. Такую трактовку дают арабские историки Яхья Антиохийский (XI век) и Эльмакин (XII век).

Древнерусские источники, напротив, совсем отвергают внешние причины смены веры. Митрополит Киевский Иларион (XI век) в "Слове о законе и благодати" пишет: "Пришло на него посещение Вышнего. И воссиял в сердце его разум". Той же буквы держится монах Иаков Черноризец (XI век).

Архиепископ Филарет (Гумилевский) (XIX век) так резюмировал сказанное в русских летописных текстах: "Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое — не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова. Но все это не доставляло покоя душе — душа искала света и мира".

Интересно, что версию "испытания вер" князем Владимиром, изложенную в летописном тексте, также принимают не все ученые. Профессор Евгений Голубинский в XIX веке заявлял, что "все это выдумки, и быть этого не могло" — как и фраза про "веселие на Руси питие есть". Ученый ссылался на тексты монаха Иакова и митрополита Илариона, написанные раньше "Повести временных лет" — ни в одном из них нет упоминаний о том, что к Владимиру приходили "представлять" свои религии гонцы, и имели место описанные диалоги между ними.

Прощание с Перуном

Выбрав, какой веры держаться, князь крестился не сразу. Летом 988 года Владимир послал в Византию шесть тысяч воинов, чтобы помочь удержаться на троне императору Василию II — его пытался сместить собственный военачальник. В обмен на помощь Владимиру обещали руку сестры императора, 26-летней Анны.

Свою часть договора греки не выполнили, и тогда князь пошел брать Анну силой, начав с того, что осадил и взял византийский Херсонес (Корсунь) в Крыму. "Не отдадите Анну, сделаю столице то же, что и этому городу", —приводит слова Владимира летопись.

Греческий закон запрещал выдавать отпрысков императорской семьи за некрещеных. Так гласил закон, установленный еще Константином Великим. Греки взмолились: "Крестись, и отдадим сестру". При этом сама Анна замуж за князя-варвара не хотела: сравнивала возможный брак с пленом и заявляла, что "лучше бы ей умереть здесь". Ее убеждали: "Может быть, обратит тобою Бог русскую землю к покаянию, а греческую землю избавишь от ужасной войны". Тем временем Владимир окончательно решился и ответил грекам: "Пусть крестят меня, пришедшие с вашей сестрою". Наученный отношениями с греками, сначала он хотел увидеть невесту, а уже затем пройти таинство.

В назначенный день к берегу Корсуни причалила ладья. В ней была Анна, а с ней сановники и пресвитеры. Летопись сообщает, что в этот день князь Владимир ослеп. Анна сказала ему: "Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Летописец резюмирует: епископ, огласив, крестил Владимира, и когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел.

Увидев это, вслед за князем приняла крещение и дружина. По возвращению домой, в Киев, одним первым делом срыли языческих идолов: "Одних изрубили, других сожгли. Перуна же князь приказал привязать к хвосту коня и волочить с горы к Днепру и приставил 12 мужей колотить его палками".

Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, добавляет летописец, а для поругания беса: "Чтобы принял он возмездие от людей".

Эта трактовка созвучна с некоторыми святоотеческими творениями. Официальная наука связывает появление язычества с неосведомленностью людей о мире, благодаря которой стихиям, не зная, как объяснить их иначе, приписывали божественные свойства. В то же время, представители христианской мысли часто видели в языческих идолах именно бесов — связывая это с ветхозаветным эпизодом книги Бытия о неких брачных отношениях между "сынами Божиими" и "дочерьми человеческими" (под "сынами Божьими" одна из богословских версий имеет в виду падших ангелов, низринутых с неба), последующим появлении на земле "гигантов-исполинов" и разврате человечества, который остановил всемирный потоп. Таким образом, языческих идолов некоторые христиане воспринимали как памятники бесовским явлениям, описанных в Ветхом Завете.

Возвращаясь к житию святого Владимира, скажем, что наука и здесь спорит, подвергая сомнению истинность Корсунской легенды. Антон Карташев, историк церкви, ссылаясь на сочинения монаха Иакова, утверждает: Владимир крестился еще в 987 году, и, вероятно, это произошло в Киеве или в Василеве, где находилась "резиденция" князя. Корсунь же Владимир взял на третье лето по крещении, полагает Карташев.

Заочно Карташеву апеллирует Николай Карамзин, автор "Истории государства Российского": "Довольно и того, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь отражал набеги хищных соседей, расширил пределы Государства на Западе; старался просветить Россию, населил пустыни, основал новые города; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и художников; наконец, был нежным отцом народа бедного".

Источник: http://rusplt.ru/society/kak-krestilsya-knyaz-vladimir-17171.html

1623