Люди, жившие тогда в Москве, подвергались нападению врага не внешнего, но внутреннего — сокрушению, а вдруг мы все потеряем, а вдруг мы не сможем отстоять свой город, свои дома и своих близких. Этот страх, который основан на твердом, прагматичном расчете нередко становится для человека началом поражения. Я по-другому скажу, еще проще. Не везде надо считать, кто сильней. Бог всегда там, где правда, а где Бог – там, несомненно, победа.
В отечественной истории можно вспомнить множество примеров, когда совершенно прагматичный и трезвый расчет говорил, что, скорее всего, невозможно победить тех или иных захватчиков. Но народ, несмотря на эти пессимистичные расчеты, в будущее смотрел дальше, чем на горизонт, смотрел на небо. Народ смотрел в глаза Бога, на Его Пречистую Матерь, и этот взгляд всегда даровал нашему народу будущее, хотя это будущее нельзя было просчитать с уверенностью.
Так случилось и тогда, в XV веке. Москвичи горячо молили Пречистую Богоматерь, чтобы Она заступилась за Свой народ, чтобы люди того города преодолели внутренний страх, преодолели это внутреннее поражение.
Когда человек силен? — Когда он живет достойно. Не только лишь тогда, когда он верит. Но когда делает, ибо вера без дел мертва. Весь город вышел на молитву. Весь город собирался в храмах и молил Пречистую помочь, чтобы отстоять город. В жизни каждого человека, горожанина начались изменения. Кто-то вернулся в молитву, кто-то вспомнил что такое пост, и начал поститься. Кто-то помирился со своими врагами. Кто-то изменил свою собственную страстную жизнь и сказал, что больше этого греха делать не будет, что делает его слабым. Но, Господи, дай только победу, я исправляюсь.
Каждый из жителей города одержал маленькую победу над своей страстью, над самим собой, и Бог даровал победу целому городу. Полчища отступили, подумав, что, когда русские войска сделали некоторые отступления назад от реки, они думали, что так русские их заманивают к себе, чтобы те пошли в Угру, и там уже можно было бы погубить. Полчища захватчиков не только отступили, но, сделав шаг назад, начали бежать так, как будто бы их гнали другие войска, как будто бы их невидимой рукой кто-то преследовал. Они бежали в страхе, ведь дело их было неправое. И Господь даровал победу без кровопролитного сражения. Господь даровал удивительную победу и сохранил город ради десяти праведников, которых нашел в этом городе. Эта история XV века не только является воспоминанием, но является живой трепещущей нитью современной жизни.
Сегодня нередко, когда мы смотрим новостные передачи, все, кажется, дышит какой-то угрозой. Появляются мысли, что, не дай Бог, будет какая-то война, большая, долгая и кровопролитная. Что же делать, чтобы этого не было? Мы не только должны внимательно следить, что делают там, на рубежах нашей Родины. Каждый из нас должен уже начать свою битву за свою свободу от греха. Мы должны понимать, что Господь попускает народам какие-то испытания, когда эти народы не попускает Богу быть его жизнью.
Каждый из нас, жителей нашей великой России для себя должен принять свой подвиг. Для нас, верующих людей, наша победа – это преодоление греха. Тогда жители Москвы поменялись за короткое время от мгновения к мгновению, изо дня в день они менялись и победили.
Пришло время и нам меняться – твердо поститься, искренне молиться, протянуть руку ближнему, помочь человеку в нужде, одинокому человеку, помочь многодетной маме, которая воспитывает одна своих детишек. Не ранить ее языком: вот, нагуляла. А поддержать ее теплой рукой: тебе нужнее, пригодится в твоем доме. Когда каждый заметит тех, кто рядом, тогда наш народ будет победителем. Побеждает народ не тот, у кого много ракет, а тот, кто настоящий народ, человечный, сердечней, душевней. Вот такие и побеждают.
Дай Бог, чтобы сегодняшний день памяти Владимирской иконы Божией Матери и воспоминания чудесного избавления Москвы от нашествия хана Ахмата стало для каждого из нас поводом задуматься о том, что является основой победы для моей страны через мою собственную жизнь. Что лично я делаю для того, чтобы быть человеком свободным от греха и от порока.
Будем молить милосердного Бога не просто о мире для других, но о мире в своей собственной жизни. Будем молить милосердного Бога, чтобы нам избавиться от врагов, которые изнутри нас гложут и побеждают в наших страхах, от наших слабостей, наших трусостей. Будем молить милосердного Бога избавить нас от этого. И тогда Господь дарует всем нам настоящую победу.
Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после Божественной литургии в храме Владимирской иконы Божией Матери в городе Новопавловске, 6 июля 2015