Почему у нас все так плохо

06.07.2015
Просмотры: 1659

Евангельское чтение, которое мы слышали (от Матфея, VIII, 28 – IX, 1) отвечает на вопрос, который мы часто задаем: почему у нас все так плохо? Мы хотим найти источник этого плохого, чтобы взять и заглушить этот источник, чтобы он никогда больше не приносил в нашу жизнь.

Почему так плохо? Откроем Евангелие и найдем ответ на этот вопрос. Апостол и евангелист Матфей сегодня, благовествуя, говорит нам следующее:

"Когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город" (Мф. VIII, 28 – IX, 1).

Для народа той местности свиньи были запрещены для употребления в пищу, и поэтому были образом скверного. Даже в наших народных русских пословицах, когда мы видим человека, потерявшего образ, мы говорим о нем, что он стал похожим на свинью. И, кстати сказать, это не случайное сравнение, совершенно не случайное сравнение. Это сравнение коренится не только в отношении к этому животному, но это сравнение коренится в грани, где заканчивается человеческое и начинается нечеловеческое, животное. И всегда, когда заканчивается человеческое, начинается не лучшее из животного, а худшее. Перестав быть человеком, человек не станет ни орлом, ни тигром, ни львом, а именно свиньей. Именно поэтому народ так тонко замечает, всякий, потерявший человеческий образ, приобретает животный образ, и не лучший из них.

В сегодняшнем Евангелие мы видим чудо исцеления двух несчастных бесноватых, людей, одержимых злыми духами. О таких бы современный мир сказал, что это люди, которые были не в себе. Действительно так. Но нахождение не в себе этих людей началось не вдруг и не сразу, оно постепенно развивалось. Все ненормальное, проникая внутрь человека, рано или поздно делает его одержимым.

Беснование – это болезнь, которая проникает шаг за шагом. Сделал дурное дело, и говоришь себе: да, ничего страшного. И говоришь это не для того, чтобы исправить себя, а для того, чтобы завтра или даже сегодня сделать еще раз и тоже самое. И опять: да ничего страшного. "Ну и что, я говорю скверные слова? Вон сколько сейчас вокруг говорят скверные слова. Одно словечко скажу – что здесь такого?" За ним придет второе. Бес, входя в жизнь человека, уже не быстро избавит этого человека от своего присутствия. И однажды этот несчастный человек, научившийся сквернословить, в самый важный момент своей жизни, скажет не признание доброй любви, а обидит так другого, что навсегда останется убийцей другого человека, веры в нем, надежды в нем. Ну или к примеру, какой-либо другой грех, который так часто прилепляется к жизни человека – осуждение. О нем мы много уже говорили. Кажется, что это уже стало совершенно обыденным, тоже самое, что посмотреть прогноз погоды на день. Кто сегодня у нас нехорош? Ну, что здесь такого, все говорят об этом человеке, и я скажу. Правда, не правда – неважно. Важно, что мне от этого хорошо. Почему? Потому что я не такой, а они негодяи какие, посмотри. И так дальше, изо дня в день. Еще один бес прочно сел в душе такого человека.

Действующие лица сегодняшней истории – это люди, в которых было много бесов. Начиналось, наверное, так же, как мы сейчас говорим, со сквернословия, потом завидовали, потом гневались, потом ругались, потом недовольствовали, потом другое, третье. Потом забыли молиться. Зачем нужна эта молитва? Что она дает? Другое дело посмотреть на курс сегодняшний валют. Можно что-то подумать о своей жизни. А молитва разве на нее нужно обращать внимание? Что она исправит? Как она мою жизнь исправит? Вот здесь я могу прогнозировать, как мы будем жить дальше.

Несчастный человек! Не Бог ли дал тебе твою жизнь? Не Бог ли дает тебе твое пропитание? Не Бог ли дает тебе дыхание? Разве биение твоего сердца зависит от кривой современных экономических прогнозов? Разве эти кривые заставляют биться твое сердце? Не Бог ли открытой ладонью держит его, пока не сожмет, пока оно не остановится?

Эти два бесноватых были одержимы злыми духами. В конце концов, народ их выгнал из своей среды. Слишком много в них стало того, что раньше казалось хорошим. Это раньше называлось быть свободным, независимым. Никто не позволяет себе, а этот может публично грязно сказать. Никто этого не делает, а он может публично это сделать, и все, наверно, аплодировали и говорили, это перфоманс, современное искусство, это здорово. Это обличает все. Но, в конце концов, эти люди из современного искусства начали мешать. Их выгнали. Они стали неудобными. Не потому что кого-то обличали, а потому что зашли слишком далеко, за грань, где кончается человеческое.

Когда Христос увидел этих несчастных, они взмолились Ему: Ты раньше времени пришел нас мучить, — кричали бесы, увидев в Нем Человека, Который может вернуть человеку человеческое. Они молили: "Пошли нас в стадо свиней". Свиньи взбесились, бросились с крутизны, погибли.

Но беды в городе с этим не закончились. Да, эти двое вылечились, они стали совершенно здоровыми. Они, мгновенно избавившись от бесов, вернулись к своему человеческому образу, от Христа получив удивительный дар быть человеком. Они вернулись, как проснувшись, как одевшись в новое нормальное платье, они стали другими. Но беды в этом городе с этим не закончились. Что же было дальше?

Когда город вышел посмотреть, что произошло, а пастухи свиней побежали и сказали людям, что свиньи ваши погибли, посмотрите, что там произошло. Они вышли, увидели все, увидели этих несчастных, которые стали самыми нормальными людьми. И именно теперь, став совершенно нормальными людьми, уже без всякого перфоманса, без всяких акций, без всяких скверных слов, без всяких непонятных образов, они просто молчаливо сидели и смотрели на эту толпу, эти люди испугались молчащих нормальных людей. Также, как однажды Ирод испугался Иоанна Крестителя. Испугались. И что они сказали Христу? Они сказали Ему слова самые горькие, какие только может произнести человек, слова, после которых и начинаются все наши проблемы.

Мы знаем, по-хорошему, как надо жить. Не думаю, что найдется человек, который сейчас скажет, что не знает, как правильно жить, не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Знаем все. Хорошо знаем. Можем даже других учить. Но в этот самый момент, когда бы тебе твои знания применить, когда ты стоишь перед лицом Самого Бога, и видишь, что именно сейчас может начаться торжество человека, когда гибнут твои свиньи, когда наконец-таки рухнула эта зависимость от твоих свиней, именно сейчас тебе бы сказать: Господи, хорошо нам здесь быть, хорошо нам избавиться от того, к чему мы так привыкли. Да, уже теперь их нет, значит не надо заводить заново, не надо опять возвращаться к этому. Хорошо бы сейчас начать жить по-другому.

Но жители города говорят Ему: уйди от нас, выйди из нашего города, не заходи к нам, мы себе новых свиней заведем. И Он в этот город не зашел, и Он ушел в другой город. Наверное, через какое-то время в этом городе люди говорили: почему же все так плохо у нас. Но еще некоторое мгновение назад все могло бы стать по-другому.

Когда я произношу эти слова сейчас вместе с вами, молясь здесь, в нашем храме, знаю, что Господь невидимо предстоит здесь, ибо Он обещал, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреде вас. Значит Он точно здесь. Вот Он сейчас стоит здесь перед лицом нашим, как перед лицом тех горожан. И мы видим за Его спиной, как гибнут наши свиньи, как все, что мы делаем свинское в своей жизни ничтожно перед Богом, да и перед нами самими. Мы видим, что это ненормально и нам надо сказать Ему сейчас: да, Господи, я хочу, чтобы Ты был в моей жизни, Господи, оставайся в моей жизни. Или сказать Ему сейчас: не заходи, мне мои свиньи дороже, все мои: сквернословие, курение, пьянство, осуждение, зависть, другие пороки телесной нечистоты – все это мне дороже. Я со своими свиньями останусь.

Бог здесь, и мы перед Ним. И Он не перешагивает ступень нашей жизни, пока мы Ему не скажем: "войди, Господи, и вечеряй со мной" или "уйди, Господи, и не подходи к моей жизни". Теперь ты знаешь ответ на вопрос: почему все так плохо. И у тебя есть возможность сейчас же своим искренним признанием и своим не сожалением о погибших твоих страстях и грехах – свиньях, поменять свою жизнь, и она тогда действительно станет другой, лучшей, и ты станешь совершенно нормальным, обычным настоящим человеком, настоящим, как настоящий Господь и Спаситель Христос.

слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после Евангельского чтения за Божественной литургией в Спасском кафедральном соборе Пятигорска 5 июля 2015

1659