Судьба честных останков равноапостольного великого князя Владимира

20.06.2015
Просмотры: 3073

Жизненный путь равноапостольного великого князя Владимира завершился 15 июля 1015 в Берестове. На следующий день "възложьше и на сани везъше поставиша и въ стеи Бцы юже бе създалъ самъ… и вложиша и в корсту мороморяну схраниша тело его с плачем блжнаго князя". Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело его было положено в мраморный саркофаг. Точнее – в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата Киева воины Болеслава Храброго в 1018. Во втором саркофаге почивали останки его жены, великой княгини Анны Византийской, умершей несколькими годами ранее.

Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, "Он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма". Это ценнейшее сообщение позволяет утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же, как и его сын Ярослав Мудрый в Софийском соборе сорока годами позднее, то есть в каменном гробе, стоящем "над спудом".

Считается, что со времен монгольского нашествия и разгрома Киева в 1240 все погребения Десятинного храма находились под его руинами, которые только в 1635 митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) "приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному". В ходе этих работ, уже в следующем году, он приказал разрыть одно из углублений (провал?), в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован как гроб Св. Равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу.

В Киевском Синопсисе (компилятивном обзоре истории Юго-Западной Руси, составленном во второй половине XVII столетия и изданном впервые в 1674 в типографии Киево-Печерской лавры) читаем: "Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения пресвятые Богородицы церкве бывает в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию" .

Через столетие глава Владимира Святого также находилась в Успенском соборе, как об этом свидетельствует митрополит Самуил: "О Мощах святых в Лавре, в соборной церкве обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира". Митрополит Самуил повествует о ней так: "Обретенная в церкве десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел он в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорении батыевом от великия называемыя десятинныя церкви, где отправив обычную свою молитву, и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем разстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и любопытствуя приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы, в которых, по свидетельству положенных на них надписей лежали кости святаго Князя Владимира, и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба св. Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкве Преображения Господня, им же Св. Владимиром по свидетельству Летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости печерской, близ северных врат Лаврских. По том того же года для безопаснейшего ея хранения положил в великой Киевопечерской церкве где и по ныне сие дражайшее хранится сокровище".

То же самое можно прочесть и в статье 1825, повествующей о первых археологических раскопках Десятинного храма.

В конце XIX века глава Святого князя Владимира находилась в специальной раке и над ней располагалась живописная икона, его изображающая "греческого стиля, на кипарисе". В настоящее время судьба честной главы Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о ее передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее всего, не верны.

В 1640 митрополит Петр отправил в Москву к государю Михаилу Федоровичу своих посланников, "уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви и посылая царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…".

Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 и кремлевского Успенского собора 1701, где она и почиталась вплоть до 1918. В 1893 контекст ее почитания описывался так: "В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, глава мученика Авксентия, части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, часть мощей Преподобного Сергия и проч." и в подстрочнике: "Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке".

Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.

Д. В. Пежемский / Фонд святителя Василия Великого

3073