26 февраля, в Неделю Адамова изгнания, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Михайловском соборе города Пятигорска. После чтения Священного Писания архиерей обратился с проповедью к прихожанам.
Сегодняшний день в Церковном Уставе именуется Воспоминанием Адамова изгнания. Из Священного Писания мы знаем, что Господь согрешивших прародителей Адама и Еву изгнал из рая. Наверное, каждому из нас приходилось в жизни испытывать чувства, когда нас чего- то лишают, а может быть, даже и изгоняют из чьей-то жизни. Когда вдруг то, к чему мы так привыкли, в одночасье становится нам недоступным. Оборачиваясь с болью назад, мы видим что тот самый светлый для нас рай потерян. Мы говорим себе, что уже нечего не можем исправить.
Как жить с этим? Вот на этот вопрос отвечает нам Священное Писание. Бог есть любовь и Он не может забавляться жизнью, потому что жизнь, которую Бог дает человеку, слишком дорого стоит, ее цена - Его крестная смерть. Бог не потешается над человеком, как некоторые могут подумать, когда человек попадает в непростые жизненные обстоятельства. И наконец, Бог не радовался тогда, когда Адам был изгнан из рая. За спиной Адама стоял горький плач, но Адам сделал выбор, и Бог не попирает свободу человека.
Именно в такой момент, как сегодня мы слышали в Евангелии, прощение возможно для каждого из нас. Можно вернуться в рай, но как? Здесь самое парадоксальное условие нашей свободы, нашей жизни. Мы не можем вернуться в рай одни. Господь говорит, если ты простишь, то и Бог тебя простит, а если ты не простишь, то и Господь не простит тебя. Мы не можем приближаться к Богу одни, т.е. человеком разорившим все вокруг себя. Мы можем прийти к Богу целостными тогда, когда сможем простить своего обидчика. Когда мы сможем полюбить того, кто до боли ранил наше сердце. Только тогда мы сможем вернуться в рай к Богу. Избавиться от греха это не значит забыть его. Избавиться от греха, не значит забыть человека, с которым в твоей жизни было так много боли и ужаса. Избавиться от греха, значит измениться самому и изменить свое отношение к этому человеку. Помня, что человек причинил тебе боль, простить его.
Каждый из нас обладает сокровищем своей свободы. Об этом сокровище нам говорит сегодня Господь: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Если мы свою свободу употребляем на то, чтобы исполнять заповеди Божии, то и сердце наше будет с Богом. Тогда рай, дом Божий по принадлежности наш, по естеству наш, потому что там находится наше сердце. Т.е. этот рай уже для нас и это значит прощение Божие, Его благословение, это убежденная надежда, это настоящая твердая жизнь, это подлинное счастье. Но если наша свобода, как сокровище закопана в ненависти к другому человеку, в неумении прощать, если там наше сокровище, то эту нашу свободу очень быстро у нас похитят. Бог ничего не похищает у человека, Он есть хранитель свободы. И напротив когда мы свою свободу вкладываем в гордыню и тщеславие, то через эту свободу мы делаем себя рабами страсти и порока. А сделавшись рабами мы не способны любить, прощать, верить вновь, мы не способны через эту рабскую свободу говорить доброе слово, тогда эта украденная у нас свобода делает нас рабами.
Апостол Павел говорит: бедный я человек - доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 14). И сегодня Господь в Своем слове говорит нам о возможности вернуться в рай. Мы вспоминаем Адамово изгнание не для того, чтобы ужаснуться своей оставленностью, а для того , чтобы вспомнить то что слышал Адам, что придет Искупитель, который возьмет на себя наши грехи и вернет нас в Свое Царство. Чтобы вернуться в это Царство, получить прощение от Бога сегодняшнее Евангелие нам говорит: и ты умей прощать. И выйдя сегодня из храма попросим прощения у всех. Попросим этого прощения, чтобы на нас исполнилось сегодняшнее евангельское слово: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).