О любви и верности

08.06.2015
Просмотры: 3678

Сегодняшнее Евангелие подчеркнуто говорит нам, что милосердный Бог, Бог, Который создал весь мир видимый и невидимый, Бог, Который подарил мне с моей жизнью мою же собственную свободу, ищет для Себя только одного – верности. В Откровении Иоанна Богослова есть очень горькие слова, которые Господь произносит Своему созданию, т.е. мне. "Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" (Откровение, II, 2-4).

Господь на кресте показал нам Свою любовь, он сказал: Я не оставлю тебя, человека, падшего в грех, человека, исказившего свою свободу, разменявшего свою свободу на рабство греху. Я не оставлю тебя. Сказал и сделал. Пришел на крест, и на нем погиб ради каждого из нас.

В своей жизни мы, питаясь этим даром любви, нередко размышляя о том, что самым главным в жизни являются те, которые рядом с нами. А если быть более откровенными, в них находим для себя смысл жизни, потому что они нам служат, а мы им – нет. Мы и любим страстно, любим страстно тех, которые служат нам, а мы им – нет.

О такой страстной любви Господь и говорит сегодня: кто возлюбит кого-нибудь больше, чем Меня, тот недостоин Меня. Нет ничего плохого, нет ничего порочного, нет ничего неправильного в том, что ты любишь своих родителей. Но ты должен понимать, что основа этой любви – это исполнение слова Божия. Т.е. "я люблю тебя, мама" или "я люблю тебя, папа", не потому что ты мне даришь хорошие подарки, помогаешь мне, растишь меня, а когда я вырастаю, ты мне становишься уже больше не нужна, не нужен. Нет, я люблю тебя, потому что Господь в одной из заповедей сказал: почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле (Исход, XX, 12).

Когда я кому-либо посвящаю свою жизнь в обетовании верности и честности, когда я переступаю порог брака, я это делаю не потому, что бесконечно мне дорог этот человек, но, потому что знаю заповедь Божию: не прелюбодействуй. Всякая любовь к отцу, к матери, к жене, к собственному ребенку должна, прежде всего, исходить из понимания исполнения слова Божия. Т.е. я должен любить их не для себя, а для Бога. Как однажды написал поэт: "кого люблю, люблю для Бога…".

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о парадоксе вечной любви. Вечная любовь возможна только тогда, когда в этой вечной любви есть источник этой вечности – Сам Бог. Если я кого-то люблю, и стыдно мне назвать имя Божие, значит это не любовь. Если я кого-то люблю, и ради этого человека нарушаю заповедь Божию, это не любовь. Если, как мне кажется, я кого-то люблю, и ради этого человека готов ненавидеть весь мир и поссориться со всем миром – это не любовь. Это страсть, дьявол играет тобой, а ты заигрался с ним.

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит, что мы должны оставить человеческую привязанность, привязанность, которая рождает в нас удовлетворение в наших мечтаниях. Когда ты говоришь, что хотел бы, чтобы было так. В сегодняшнем Евангелии Господь призывает нас любить не для себя, а любить, как если бы собирал драгоценные камни, которые приносишь в дом, где можешь радоваться ими вместе с теми, кто дорог тебе. Каждый, кого я люблю: отец, мать, жена, дети, друзья – это мои драгоценные камни, которые я должен принести сюда, в дом Божий. Здесь они никогда не будут никем украдены. Когда ты их прячешь для себя, воры нападают на тебя. Вспомни, скольким ты говорил или говорила: ради тебя — все, что хочешь. Где эти люди, которым ты обещал всего себя? Их уже давно украли у тебя. А рядом с тобой нередко оказываются люди, которых крадешь ты, обещая большее, чем кто-то.

Сегодняшнее Евангелие предостерегает нас от этого. Никогда не думай, что любовь ради Самого Бога, которая основана на исполнении Его слова, Его заповедей, сделает тебя несчастным человеком. Да, любить не для себя всегда больно, потому что, когда ты любишь для себя, тебе хочется, чтобы тут же тебе все воздали, чтобы на все твои знаки внимания, на всю твою доброту, на всю твою любовь тебе тут же отдавали. Но ты тогда был бы похож на нездорового земледельца, который посеял бы семя, и тут же требовал, чтобы из него вырос плод. И начал бы раскапывать, требовать: дай мне плода, земля, я же посеял в тебя. Безумец! Ничего не получишь. Любовь ради себя безумна.

Но вот настоящая любовь — та, где святится, где воспевается, где торжествует Имя Божие. Любишь мать – моли о ней Господа. Тогда эта любовь никогда не пройдет, даже, когда она совсем состарится, когда она совсем станет немощной. У тебя и мысли не появится, что теперь она тебе начала мешать. А таких людей, которым мешают матери и отцы, к сожалению, немало. Любишь свою дочь или любишь своего сына, люби их не для себя, люби их для Бога, как образ и подобие Божие, сохраняй их свободу своей любовью к ним, не ради себя, а ради Бога. И тогда для тебя не будет трагедией, когда твоя дочь выйдет замуж или сын приведет в дом жену. Тогда для тебя не будет трагедией, что кто-то у тебя украл твоих детей, ведь они у Бога, и никто не может их украсть, если ты с самого начала всю свою жизнь любишь и трудишься над ними, как над теми, кто у Бога. Также и друзья. Если ты хочешь, чтобы твой друг или твоя подруга всегда были рядом с тобой, дружи с ними не ради себя и не против кого-то, а ради Христа, Который Сам сказал: вы – друзья Мне. И когда ты понимаешь, что Сам Бог именует тебя Свои другом, тогда ты понимаешь, какой должна быть настоящая дружба.

Еще и еще раз повторю сегодняшние евангельские слова для того, чтобы они глубоко запали в наше сердце, зацепили нашу душу и стали для нее не якорем, а парусом.

Итак, говорит Господь сегодня: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (от Матфея, X, 32-33, 37-38).

Пусть эти слова в каждом из нас зародят и помогут вырасти, окрепнуть подлинной, настоящей любви. Посмотри на свои отношения с другими. Если нет там имени Божьего – освяти эти отношения именем Божиим. А если не можем, если стыдно, если невозможно – прекрати эти отношения, ибо они противны Богу, они станут и твоей всегдашней болью, они станут твоей смертью. Успеем это сделать, пока совесть наша жива, и понуждает нас к тому, чтобы по-настоящему любить, как сегодня об этом говорит Спаситель в Евангелии: и многие первые станут последними, и многие последние станут первыми.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после Евангельского чтения (Мф X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30) за Божественной литургией 7 июня 2015, в Неделю первую по Пятидесятнице, Всех святых, в Спасском кафедральном соборе Пятигорска

3678