Когда творишь милостыню или молишься, делай это не для похвалы себе

24.02.2012
Просмотры: 980

25 февраля, в день празднования Иверской иконы Божией Матери и памяти святителя Алексея, митрополита Московского, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Лазаревской церкви города Пятигорска. Архиерею сослужили благочинные церковных округов епархии. После чтения Священного Писания  Епископ Феофилакт обратился с проповедью к верующим.

В Священном Писании мы находим прямое указание на то, какова должна быть наша жизнь. Поэтому так важно сопоставлять свои жизненные поступки с тем, чему учит Евангелие, как повелел поступать Господь. Тогда нам становится совершенно понятно, в правильном ли направлении мы движемся, движемся ли мы к небу, к Богу, или напротив от Него. Сегодняшние евангельские строки подготавливают нас к дням великого и спасительного поста. Только что мы слышали о милостыне и о молитве, которые должны совершаться в тайне. Что же это за тайная милостыня, и что же это за тайная молитва?

Когда юноша искренне влюбляется, имя избранницы становится для него дорогим и близким, и он его хранит в своем сердце. Но если он начнет всем напоказ говорить о своих чувствах, то наверное мы усомнимся в его искренности, потому что, если бы по-настоящему любил, то не стал бы об этом всем говорить. Если бы жил для этого имени, тогда своей преданной и верной любовью и дружбой жил для одного образа. Это вполне естественно и правильно.

Еще более глубоким является наше отношение с самим Богом. Если эти отношения имеют глубокий корень, если они укоренены в нашем сердце, в нашем сознании, во всей нашей душе, то станем ли мы доставать этот корень, чтобы лишиться плода? Именно поэтому и говорит Господь нам в сегодняшнем Евангелии, что когда творишь милостыню или молишься, делай это не для похвалы себе. Ведь если мы начинаем выставлять напоказ свою духовную жизнь, то тогда нам становится не до Бога, Которому мы служим. И в нашей жизни мы можем найти множество примеров, когда человек много и горячо говорит о своих чувствах, и перестаешь верить в искренность этих чувств. Потому что вся эта похвала в большей степени обращена на себя, а если для себя человек живет, ища похвалы себе за свою любовь, то ему уже невозможно ничего дать. Такой человек уже добился своего.

Поэтому Господь и говорит сегодня: когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф.6,5). Бог таким людям уже ничего не воздаст, потому что они уже свое взяли.

Но ведь есть существенная разница между наградой от людей и наградой от самого Бога. Награда от Бога заключается не только в том, что человек живет спокойной и тихой жизнью. Ведь присутствие Божие, это постоянный источник нашей собственной радости. Для детей, нет большей радости, находиться рядом со своими родителями. То же самое бывает и тогда, когда мы ищем награду от Бога.

Неправильно думать, что награда от Бога это исполнение моих самых сокровенных мечтаний, желаний и тайн. Что Бог это некий кудесник, который так чудесно все в моей жизни устраивает. Если мы так думаем, то мы не верим в Бога. Разве можно искренне служить тогда Богу, если мы его мыслим не как отца, а как кудесника и исполнителя наших желаний? Бог, видя нашу искреннюю жизнь, в которой самым главным именем является имя Божие, жизнь, в которой мы не выставляем напоказ свои добрые дела, но восхваляем имя Творца, видя такую жизнь Господь наполняет нашу жизнь.

Присутствие Божие, как присутствие света: его не видишь, но благодаря ему ты видишь все. Присутствие Божие то же, что присутствие воздуха, ты его не видишь и одновременно ты благодаря ему живешь и действуешь. Присутствие Божие наполняет самого человека, открывает ему окружающий мир и дает человеку настоящую и подлинную жизнь. Бог видящий наше тайное, воздает нам явно. А явное воздаяние Божие заключается и в радости общения друг с другом, это радость собственной жизни, это радость прикосновения к жизни. Это радость изменения своей собственной жизни. Бог явно воздает нам, когда Он прикасается к нам руками наших родителей, наших близких и детей. Бог явно воздает нам, когда заботясь о нас, подает нам дыхание жизни. Если мы видим во всем этом Бога, то мы счастливы, и тогда вся наша жизнь становится радостью и она наполняется подлинным смыслом. Не для собственной славы, но ради имени Божия будем следовать за Господом, ибо иго которое дает нам Господь благое и бремя легкое. (Мф. 11, 30)

980
Фотогалерея