О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова

19.05.2015
Просмотры: 2399

– Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович – мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С. М. Масленников делает на учении о покаянии – в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им "Школой покаяния". Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

– В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

– В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С. М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С. М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С. М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство – это не свод правил, а Библия и книги отцов – это не цитатники. Христос – это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние и все остальное, необходимое в духовной жизни) – это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

– Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

– С. М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С. М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся в первую очередь к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского "Держи ум твой во аде и не отчаивайся" С. М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т. п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С. М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый "Дневник кающегося". В этом "Дневнике" грехи классифицированы на "смертные", "повседневные" и "простительные" (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что "Дневник кающегося" предлагается автором всем без исключения, готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь – дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: "Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять", а как и какими словами это будет сделано – дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С. М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: "Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия! Вопрос слушателя: "А если в молитве встречается: “…смиренную, грешную и недостойную рабу…”?" Ответ С. М. Масленникова: Опустите это слово! Если вас оно смущает – выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным". В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание – даже когда это приспособление принимает самые "благочестивые" формы.

– Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

–Да, действительно, Издательский совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, Вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что "Дневник кающегося" (речь шла в первую очередь о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. "Создается впечатление, — говорится в одном из отзывов, — что для него [автора] ответ на Страшном Суде – это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация "уровней" одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация "Дневник кающегося" имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями". Также общим местом в рецензиях было то, что подобный "шаблонный" подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния – в мрачное сектанство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает – не может не воспитать – верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

– В интернете есть и видео-контент выступлений Сергея Масленникова – его не стоит смотреть и слушать?

– Все сказанное о книгах С. М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции – не только на решения Издательского совета, но и на отзывы насельников монастырей – показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С. М. Масленникова были полезны. Однако, если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

– Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

–Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С. М. Масленникова через церковную книжную сеть.

– Известна ли реакция издательств, которые выпускают книги Сергея Масленникова? Они отнеслись с пониманием?

– Решение об отзыве грифов с трудов С. М. Масленникова принято недавно, и реакция издательств, его издающих, мне еще не известна. Очень надеюсь на понимание со стороны издателей и распространителей, поскольку забота о душах людей – это главное, что мы должны иметь в виду в подобных случаях.

Беседовала Татьяна Медведева / http://izdatsovet.ru/

2399