3 марта, в канун Недели Торжества Православия, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил всенощное бдение в Михайловском соборе города Пятигорска. Архиерею сослужило духовенство храма. После чтения первого часа Епископ Феофилакт обратился с проповедью к прихожанам собора.
Мы с вами прожили первую седмицу Великого поста, и дай Бог, чтобы с каждой неделей мы продолжили свое духовное восхождение к Воскресшему Христу Спасителю.
В этот святой вечер, мне вместе с вами хотелось бы ради поучения, из которого можно многое уразуметь, вспомнить одну поучительную историю, происшедшую с аввой Дорофеем.
Угодник Божий молил Господа, чтобы Он дал ему добрый урок, для того чтобы увидеть, что ему необходимо преодолеть в собственной жизни, как научиться смиряться и что нужно делать, чтобы это смирение было подлинным. Однажды авва попал в один из монастырей, и в этом монастыре увидел юного монаха, который каким-то особенным образом смирялся перед братией монастыря. Он никогда не роптал, никогда не пререкался, внешне был совершенно благочестивым человеком. Ему часто приходилось исполнять послушание, которое должен был совершать другой инок и братия монастыря, часто этим злоупотребляла. Но этот монах ни с кем не пререкался и ни с кем не ссорился, а молча делал работу.
Авва Дорофей долго наблюдал за ним и не мог понять, откуда он берет такую силу и смирение. И тогда он начал просить юного монаха поведать, как он достиг такого глубокого смирения. Не сразу этот юный монах ответил на просьбу аввы Дорофея, и вот однажды преподобный Дорофей умолял его и заклинал именем Божиим: как ты, брат, смиряешься перед братией? И тогда этот брат ответил авве Дорофею буквально следующее: а что мне на этих собак обижаться.
Оказывается, многие внешние, кажущиеся добродетели могут быть совершенно не добродетелями. Оказывается, что лукавый может так обмануть человека, что он будет выглядеть смиренным, а внутренне дышать злобой к окружающим. И смиряться перед внешними не ради любви, а из-за своего презрения.
Всякое по-настоящему доброе дело совершается исключительно из любви к Богу и своим ближним. Если мы этой любви не имеем, то хоть эти поступки и будут иметь вид благочестивый, но они нисколько не приблизят нас к Богу.
История, приключившаяся в жизни аввы Дорофея, это урок каждому из нас, чтобы размышляя над тем, чем мы руководствуемся в общении с нашими ближними, могли правдиво и честно отвечать на этот вопрос. Если что-то делаем с презрением, лучше этого не делать. Потому что если мы что-то будем делать с презрением и хвалиться мнимой добродетелью, то еще большее количество тьмы уместится в нашем сердце. Дай Бог, нам внимательно следить за своей духовной жизнью и иметь не вид благочестия, но силу благочестия, не вид человека смиренного, но силу способную побороть свое призрение к ближнему, не вид молящегося или постящегося, но силу молящегося и постящегося, которая заключается в том, что сердце наше и ум становятся менее раздражительными на всякое зло и гнев. Дай Господи, нам в дни этого Великого поста найти в себе силы в твердости веры, крепости любви и искренности надежды на Бога для того, чтобы не от ложного, но от правильного смирения перед ближними найти у Господа Его милости и Его оправдания.