27 марта 2015. В канун Субботы Акафиста

25.03.2015
Просмотры: 1089

27 марта 2015, в пятницу седмицы пятой Великого пост, канун Субботы Акафиста (Похвалы Пресвятой Богородицы) архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершит в Спасском кафедральном соборе богослужение с чтением Акафиста Божией Матери.

Начало богослужения в 17:00.

***

Суббота 5-ой седмицы Великого поста имеет название Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня не похоже ни на одно богослужение. Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары в 626, персы – в 677, арабы – в 717 годах), совершённое, благодаря заступничеству Богородицы. Со спасением Константинополя в 626 году от нашествия персов и варваров, в том числе и от скифов (возможных предков россов) связано и происхождение кондака "Взбранной воеводе", который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь Богородицы. Этот акафист был впервые прочтён ночью в Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860 году, который был уничтожен по преданию бурей, поднявшейся после того как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы. Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом. Однако, строение и содержание богослужения очень мало связано с какими бы то ни было военными победами, с празднованиями по этому поводу.

Как же устроено богослужение этого дня? В пятницу вечером у нас на приходах совершается утреня субботы 5-й седмицы Великого поста. На утрени поется Бог Господь и затем запевается особенный тропарь этого дня. Указано петь его "косно", т.е. медленно, не спеша: "Поведенное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Бесплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная".

Пение Акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением Акафистов, и молебны с пением Акафистов. Однако, в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом Акафист, единственная Уставная форма соединения обычной службы с Акафистом. Это соединение таково, что день этот становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.

1089