3 марта, в субботу первой седмицы Великого поста и в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме города Пятигорска. После чтения Слова Божия Епископ Феофилакт обратился с проповедью к прихожанам храма.
Сегодня мы слышали евангельское чтение, повествующее о субботе, о соблюдении закона, о том, что это означает. Мы неплохо знаем традиции нашей Матери Церкви, мы знаем когда нужно креститься, когда нужно совершать поклоны, как поститься и молиться в храме. Мы многое знаем из области церковного закона. Но иногда забываем, что это за закон, зачем он?
Сегодняшнее евангельское чтение нам говорит, что закон повелел хранить день субботний, как день, посвященный Богу. Так было во времена ветхозаветные. В наше время это день воскресный, когда мы вспоминаем Воскресение Господа и Спасителя Иисуса Христа. И вот вам ситуация в храме, в том древнем Иерусалимском в который зашел Господь, и в нашем здесь где Он предстоит. Смотрели на Него, что Он сотворит в субботу, и знали, что Бог милосердный, знали, что Он никогда не пройдет мимо боли, знали, что поможет человеку, но закон говорит, что нельзя в этот день ничего делать, надо твердо исполнять то, что предписано и этим исполнять всякую справедливость. Тогда в древний храм зашел человек с сухой рукой, сегодня, например, в храм, зашла женщина в брюках и с непокрытой головой. У того древнего человека была иссохшая рука, у современного человека иссохшая душа. И вот смотрит народ на Христа Спасителя. По закону Он ничего не должен был делать этому человеку. Я по закону должен сказать женщине, чтобы она вышла из храма, так как зашла в неподобающем виде.
Господь задает вопрос: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? (Мк. 3, 4). Никто не ответил, все молчали, знали о чем Он говорит. И вот сейчас говорю и думаю, а сколько передо мной всплывает образов тех, которых я не от сердца простил. А Бог меня спрашивает: добро нужно сделать или зло? И тогда берет Он этого несчастного человека, поставляет в храме, прощает его и исцеляет его руку и возвращает ему здоровье.
Евангельская история, произошедшая в древнем Иерусалимском храме, продолжается и сейчас. Вот я знаю закон, что положено делать и что не положено. Но скажите: хватало ли мне любви через мой закон, чтобы самого себя привести к живому сердцу. Если ты не делаешь ничего злого, это не означат, что ты делаешь доброе. Ты сохраняешь пост, но если ты не готов принять человека, который пришел в храм не соответствуя закону, то ты ничего доброго не делаешь. Насколько глубоко сегодняшнее евангельское слово, как оно близко и понятно. Этот закон о котором сегодня Господь говорил, Он прямо обозначил как он должен действовать в нашей жизни. Не человек создан для субботу, не я создан для закона, чтобы его охранять, но суббота создана для человека, чтобы служить ему, закон создан для того, чтобы работать на меня.
Я пощусь для того, чтобы сердце свое смягчить, я каюсь для того, чтобы суметь простить другого человека, я молюсь для того, чтобы свою жизнь наполнить светом правды Божией и через этот свет суметь разглядеть других вокруг себя, протянуть руку помощи, свое прощение, свое сердце. И я верю и надеюсь, что каждый из нас понял, что нужно делать. И очень надеюсь, что каждый из нас сможет ответить на вопрос Христа: что нужно делать по закону, добро или зло? Что нужно сделать: душу спасти или погубить? Молюсь покровителю нашего храма святителю Николаю, чтобы сделали правильные шаги через правильный ответ на этот вопрос. Чтобы мы смогли протянуть руку человеку у которого иссохла душа и не спешить судить человека. Бог истинный судия. Нам нужно душу спасти, а не погубить, добро сделать, а не зло. Дай Бог нам прямо, искренне, всей своей жизнью поступать так, как заповедал нам Господь.