Почитание икон — это не почитание досок и красок

06.03.2015
Просмотры: 2446

 

Мы попросили собеседников назвать хотя бы один догмат, который вам известен в Православной Церкви. "Назовите хоть один догмат, который вам кажется устаревшим". Эти просвещенные мужи не нашлись, что ответить. Они не знают догмата. А мы свои догматы знаем, и эти догматы запечатлены в Символе веры, который мы поем: о единосущии Божием, о воплощении Господа и Спасителя Христа, о Святой спасительной Церкви, об искупительном подвиге Христа, о Матери Божией. В том числе и догмат о поклонении святым иконам.

Догмат — это не то, что мешает нам развиваться. Это мост, надежный и прочный. Догмат – это не камень препинания, это — фундамент здания. Конечно, можно попробовать сказать, что, поскольку краеугольный камень здания очень уж древен, мы лучше что-нибудь свое построим. Но что можно построить без фундамента — палатку, хижину. Они будут стоять пока хорошая погода, а налетит ветер, наступит время испытаний и это строение разрушится. Потому что не было фундамента.

Догматы Православной Церкви – это фундамент, на котором зиждется вся наша вера. Мы исповедуем Господа и Спасителя Христа, Святую Живоначальную Троицу, мы исповедуем искупительный подвиг Спасителя на кресте, мы исповедуем Его тридневное Воскресение, мы исповедуем соборность и единство нашей Церкви. Это наши догматы. И сегодня мы вспоминаем один из догматов – почитание святых икон.

В современной традиции нам тоже нередко новоявленные проповедники говорят, что почитание икон неприемлемо для верующего человека. Чтобы ответить на этот вопрос не нужно мудрствовать лукаво, а нужно посмотреть в историю человечества, а именно в Священную историю, в Священную книгу Библии. Мы найдем в Священной Библии, что еще с Ветхого Завета Господь повелевает поставить изображения ангелов, которые вышивают на завесе первого Иерусалимского храма, где хранятся скрижали завета. Господь повелевает изобразить ангелов. Господь повелевает поклоняться этому изображению, но повелевает поклоняться ему не как Богу, а как изображению, открывающему нам таинство самого Бога.

Почитание икон — это не почитание досок и красок. Мы поклоняемся не доске и не раме, мы поклоняемся не драгоценным киотам и возложенным к иконе щедрым подаяниям. Нет. Мы поклоняемся образу, мысленно восходя к первообразу. Через поклонение иконам, Церковь, утвердив этот догмат, назидает каждого из нас еще к одному очень важному стремлению – чтить образ Божий в каждом человеке.

Бывает, смотришь на икону, которая состарилась, на икону, которая по каким-то вполне естественным причинам от старости потеряла свой вид, а может быть она упала на землю и разбилась, и когда ты смотришь на икону, почитая образ Божий, твое сердце сжимается жалостью и состраданием – поднять этот образ, очистить его от грязи, восстановить его, сохранить его. Мы это делаем по отношению к иконе, но в большей степени мы призваны это делать по отношению к тем, кто находится рядом с нами, к человеку, который создан по образу и подобию Божиему.

Как много вокруг нас людей, которые состарились, которые помутнели от своих грехов, которые упали в грязь греха и осквернили свою жизнь. И наше с вами призвание не проходить мимо таких образов, поднимать их из грязи, очищать их, восстанавливать, возвращать им образ. Для нас, верующих людей, почитание иконы – это почитание образа Божия. И через это почитание мы почитаем и образ Божий в каждом человеке.

Торжество Православия заключается не в том, что нас больше и мы сильнее. Торжество Православия заключается в том, что с нами Бог, который сказал: "Не бойся, малое стадо. Я с вами во вся дни, до скончания века". И как бы ни били, и как бы ни гнали, и как бы ни клеветали, и как бы ни разбивали наши образы и не втаптывали их в грязь, они всегда восстают вслед за своим Богом, восставшим из мертвых.

И еще, моя любимая паства, я призываю горячо сейчас помолиться о христианах, о наших братьях и сестрах, которые живут на Ближнем Востоке. Мы видим, сколько там сейчас становится мучеников. Мы видим моря, которые становятся красными от крови убитых фанатиками и безумцами христиан. Эти безумцы убивают людей за то, что они веруют во Христа. Помолимся о тех, кто ныне страдает там на Востоке. Горячо помолимся, чтобы они твердо стояли в своей вере, чтобы они показывали и нам пример этого стояния, под каким бы предлогом никогда бы не соглашались поменять свою веру в обмен на жизнь. Не нужна мне жизнь под знаменами без имени Христа. Не нужна.

Помолимся о наших братьях и сестрах, которые ныне исповедуют святую православную веру в восточных странах и становятся современными мучениками, нынешними исповедниками. Мы знаем, что кровь их не напрасно пролита, и земля эта еще процветет христианским цветом. Мы знаем, что Бог с нами и победа правды будет за нами. Мы ни с кем не воюем. С нами воет дьявол и слуги его. И те, которые именуют себя детьми Божиими и убивают людей, лгут. Это сыны дьявола и наследники проклятья.

Помолимся о наших братьях и сестрах, страждущих на Востоке. И пусть для них наша молитва здесь, в далеком Пятигорске, для многих из них даже неизвестном городе, станет сегодня как луч солнца, как внутренняя сила, как откровение, что они не одни.

Пусть Торжество нашей веры, нашего единства, будет нашей надеждой. И сегодня, встречая православных людей, будем поздравлять друг друга с нашим православным праздником, с днем Торжества Православия, и напоминать – в тебе есть образ Божий. Сохрани его, не омрачай его, давай этот образ поставим в то достойное место, в котором он и должен быть. Призываю вас всех постом и молитвой сохраняйте в себе образ Божий и в тех, кто рядом с нами.

Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта перед совершением Чина Торжества Православия в Спасском кафедральном соборе Пятигорска 1 марта 2015

2446