Христианство за многие века своего существования выработало целый ряд инструментов, которые способствуют духовному росту и совершенствованию любого христианина. К ним относятся пост и говение, земные поклоны и четки, а также труд.
Все эти элементы христианской жизни не являются ценными сами по себе, но, прежде всего, должны способствовать выработке в христианине покаянного чувства, молитвенного настроя и смирения.
О пользе поста, соединенного с молитвой, много сказано святыми отцами, так святитель Василий Великий пишет: "Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями". Учителя Церкви часто пишут о труде молитвенном, или духовном делании, но достаточно редко упоминают о труде физическом. Зато призыв заниматься трудом и питаться его плодами частенько встречается в аскетической литературе. Многие поколения египетских пустынников занимались не только молитвенным деланием, но и рукоделием (к примеру, плели корзины), питаясь плодами собственного труда.
Повеление трудиться, и это удивительно, является одной из первых заповедей, которую Бог дает первому человеку. Книга Бытия повествует нам, что Бог сотворил человека "и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). Очевидно, что возделывание сада предполагает некую заботу. Что это был за труд и какова его природа неизвестно, для нас же труд непростое занятие, сопряженное со скорбями и лишениями, что согласно Священному Писанию связано с человеческим грехом. Именно за грех Бог сказал Адаму "в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3, 19).
Исходя из этого, многие религии и религиозные течения проповедуют, что блаженство рая связано с отсутствием труда и забот. Да и в сознании многих людей, блаженство этой земной жизни связано с отсутствием труда.
Православие же учит нас иному. Конечно, главным трудом христианина должно быть познание Бога, но жизнь всегда связана с физическим трудом. Сам Господь трудится, проповедует, исцеляет, утешает. Его ученики — апостолы, несмотря на любовь к Богу, несмотря на миссионерское служение, на свое привилегированное положение в первохристианской общине, занимаются физическим трудом.
Апостол Павел, пишет: "даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками" (1 Кор. 4, 11-12). Послания апостолов наполнены наставлениями о пользе и необходимости труда: "кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4, 28), и еще "вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас" (1 Фесс. 2, 9), и еще "когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фесс. 3, 10). Из этих наставлений мы видим, что физический труд наряду с молитвой и проповедью лег в основе жизни христианской общины, в которой каждый должен трудиться. Святитель Игнатий (Брянчанинов), пишет: "оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям… Дадим всю должную цену телесным подвигам, как орудиям, необходимым для стяжания добродетелей".
В труде человек реализует себя, развивается, в том числе и духовно. Так апостол Иоанн Богослов пишет: "кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4, 20). В близкой взаимосвязи находится труд, основанный на усилии и усердии и внутреннее развитие человеческой души. Любовь к труду стоит в прямой взаимосвязи с внутренней способностью человека меняться, становиться лучше.
Церковь учит нас, что в основе всех бед лежит грех, он исказил не только человека, но и многие понятия этого мира. Изменено понятие удовольствия и смысла жизни, понятие нормы и, конечно, труда. Как уже было отмечено, зачастую, блаженство связывается с отсутствием труда, а удовольствия, исключительно, полагаются в телесной сфере.
На труд нужно смотреть через призму заповедей Христовых. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: "с христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти".
Священное Писание учит нас тому, что труд нужен, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и для того, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол Павел дает важное наставление "во всем показал я вам, что так трудясь, надо поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, чем принимать"" (Деян. 20, 35).
Итак, труд важный инструмент в руках христианина. Труд прогоняет праздность, он кормит, делает жизнь осмысленной. И, самое главное, помогает заботиться о ближних.
Протоиерей Александр Нартов, настоятель Ольгинского храма города Железноводска