Если ты окажешься в больнице и вокруг себя увидишь больных, почувствуешь себя таким же, как все. А раз ты такой как все, значит, получается, все у тебя нормально. Нас же с детства учат, что нужно быть как все.
Но все же в больнице мы понимаем, что есть у нас отклонения от здоровья, а в жизни, к сожалению, часто так бывает, что быть как все, значит жить неправильно. В больнице ты знаешь о враче, о человеке, который является носителем не только твердых знаний, но и умения увидеть в тебе здорового или больного человека. Именно доверяясь опыту такого человека, ты понимаешь, что ты болен. Если ты говоришь, что все у тебя в порядке, врач может тебе показать человека, отличного от тебя, и скажет: вот норма.
Сам Бог говорит мне сегодня: посмотри на образ твоего небесного покровителя, вот это – норма, а теперь внимательно посмотри на себя самого, и задайся вопросом: а нормальна ли твоя жизнь? Самый главный подвиг Великого поста заключается в том, чтобы почувствовать свое отличие от евангельской нормы. Это самый главный подвиг, это самое главное признание перед Богом и перед самим собой, что я подлинно болен. То, что я считаю своей нормой, далеко от нормы, то, что я считаю обыденной вещью, само собой разумеющейся – вещи не допустимые для здорового цельного человека.
Вокруг нас многоголосье мира говорит: да, оставь ты, ну, что ты занимаешься самоедством, да, посмотри, таких, как ты – тысячи, миллионы, и даже хуже есть, и много хуже; вокруг больница, ты тоже болен, ну, и что, везде же больница, оставайся таким здесь, с нами.
Мы будем особо вспоминать Великим постом преподобную Марию Египетскую. Она выбежала из ужаса своей жизни, кстати, казавшейся ей долгое время вполне нормальной. Когда из этого ужаса вырывается человек, приникая к мерилу нормы, к образу Самого Бога, вочеловечившегося, к образу Его Пречистой Матери, Которая в мир родила Божественного Искупителя, когда я смотрю на норму тех людей, которые отказались от служения греху, от порока, я понимаю, что мир, в котором я живу, не вокруг меня, нет, внутри меня – это мир испорченный, это мир, пораженный болезнью.
Самая главная задача для каждого из нас во время Великого поста – увидеть испорченность этого мира, наконец-таки, сказать себе: как я живу – это неправильно, то, что я так делаю – это неправильно, это надо исправить, это болезнь, и болезнь тяжела для меня тем, что она целится не в мою физическую, но в мою духовную жизнь. Для нее главное – не тело мое погубить, а душу ввергнуть в кромешную тьму сплошной больницы, но там уже не будет врача, там уже не будет надежды, там уже не будет света, там не будет исцеления, это будет свалка больных мертвецов – ад.
Именно поэтому Церковь внушает нам мысль, побуждает нас посмотреть внутрь себя со всей честностью, и не сравнивать себя с иными, свой мир граничить не с другими. А представьте себе – с Самим Богом! И когда ты начинаешь очень близко подходить к границе бытия Божия, то, как через свет в окне, ты видишь весь ужас своей жизни и вместе со словами пророка Давида говоришь: увы, мне, ужас, нет того, что может оправдать меня.
Если для тебя критерий будет – живи как все, скорее всего, до неба ты не доберешься, ты так и будешь, как попавший в болото, все глубже и глубже уходить туда, в песок, потому что ты отталкиваешься от других.
Но если ты будешь от Бога вести отсчет своего пути, тогда увидишь настоящее основание, тогда увидишь настоящую норму, тогда увидишь святость, которая достижима для каждого из нас, ибо эта святость заключается в том, что я Богом создан для Него, и святость – это моя жизнь для Него. Как однажды сказал один из удивительных христианских мыслителей, блаженный Августин: Бог создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока мы не успокоимся в Нем. Мятется сердце наше, пока мы не успокоимся в Нем… Причина этому – наша природа. Бог создал нас для Себя.
Самая важная, самая главная мысль Великого поста заключается в том понимании, что я хуже всех, не потому что вокруг все хорошие. Нет. А потому что вот так близко, стоя перед Самим Богом, перед Самим Светом, ты понимаешь глубокие ошибки твоей жизни, основанные, кстати, нередко на греховном человеческом опыте, на человеческих словах, которые бесконечно обманывают. "Ну, ладно, один раз можно; ну, чуть-чуть, ну, что будет; ну, ладно, что ты так переживаешь, все это проходили". И это "ладно" человеческое (оставь, не переживай) – ложь, которая делает наше сердце несчастным, а нашу жизнь лишенной пользы.
Во время Великого поста Церковь призывает нас к воздержанию, к горячей молитве, побуждает нас стать сильными и близко подойти к Самому Богу, и через опыт подвижников, угодников Божиих, которые вышли из этого безобразия жизни, и стали жить нормальной жизнью, показывает нам иной путь. Когда все это происходит, ты понимаешь, во-первых, что ты – не здоров, во-вторых, что Врач уже пришел к тебе, и протягивает тебе Свою руку – Спаситель Христос, в-третьих, ты понимаешь, что именно сейчас надобно начинать лечиться, вырываться из этого песка и болота.
Ты не приговорен еще, ты еще не на суде, твой суд еще будет. И пока ты слышишь эти слова, ты еще не на суде. Значит, есть надежда, значит, ты должен поверить, что Бог может простить тебе твой грех, но больше не отталкивайся от греховного человеческого опыта, больше никогда не верь этим словам: "да, ладно, да, ничего страшного; да, не переживай; забудь, выкинь из головы". Больше не верь этим словам, они тебя опять приведут к боли. Это ложь. Взяв лекарство от врача, больше не доверяйся этому опыту.
Чьему опыту доверяться? В пост очень важно и полезно открывать жития святых отцов, преподобных матерей, и взять себе за правило хоть кратко, немного, но обязательно черпать оттуда силу, как они решались на поступки. Сегодня я читал житие святого Власия. И думал: Господи, с точки зрения современного человека совершенно безрассудные поступки, а потом понимаю – так кажется с точки зрения больного в больнице, когда он видит здорового, не такого, как все вокруг. Да, здоровые кажутся ненормальными.
Ну, а с точки зрения Евангелия, вечности мы молимся ему живому, выжившему в человеческой жизни и живущему в жизни вечной. Твердо исповедовал веру, никогда не соглашался на полутона, никогда не договаривался, и на вопрос о своей вере отвечал прямо, исповедуя Христа, никогда не сюсюкал, чтобы чего плохого не подумали, зная, что это грозит даже лютой смертью, твердо говорил, что христианин, и никогда не приносил жертв языческим идолам. Вот этим идолам языческим, которые сейчас нам говорят: да, ладно, немножко можно, что ты так переживаешь, не сегодня, так завтра, ну, послезавтра. Вот они идолы. Святой Власий им не приносил жертв и этих идолов не слушался, им не верил, не кланялся, и жив, и ему Церковь ныне молится.
И теперь, когда ты услышишь, что ты хуже всех, знай, что это не потому что ты самый ужасный, и все вокруг намного лучше тебя. Ты хуже всех, не по сравнению с другими, а по сравнению с тем образом жизни, к которому ты призван. Ты сам почувствуешь эту худобу в себе, когда взвесишь свою жизнь – доброе и злое, твои человеческие поступки и твои слабости, когда взвесишь в себе твою совесть, и почувствуешь, где оно тяжелее, и сам поймешь, почему ты хуже других, и поспешишь вырваться из этой больницы, из этого царства кривых зеркал, где ты никогда, никогда не сможешь увидеть себя нормальным, настоящим.
Пост – это дорога к выписке из этой больницы. Воспользуемся ей, продолжим идти по ней. Сегодня второй день поста, но уже сколько в душе возникает добрых надежд. И пусть надежда сегодняшнего дня – "у меня есть еще возможность" согревает все время Великого поста, этого пути к нормальным в мир Бога, Церкви.
Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Великого покаянного канона в чистый вторник, 24 февраля 2015, в Спасском кафедральном соборе Пятигорска