Грех приходит не сразу, грех приходит не во мгновение

24.02.2015
Просмотры: 2932

Путь человека к Богу, это всегда путь с усилием. Этот путь тяжел, потому что человеку необходимо преодолеть в себе самое сложное – греховную зависимость. В каждом из нас первородный грех прародителей продолжает дышать, проявляясь нашей испорченностью, нецелостностью. Как некая надломленность, как некая трещина, которая пропускает живительную влагу, оставляя сосуд пустым.

С этой надломленностью и приходится бороться человеку. Об этом изъяне говорит святой апостол: бедный я человек; что хочу делать доброе – не делаю, а злое, чего не хочу, — творю. И когда смотришь на собственную жизнь, понимаешь, что злое ты делаешь с легкостью и быстро, не замечая своего безумства. Когда злое дело сделано, ты в ужасе хватаешь себя и кричишь в небо, которое тебя уже не слышит. А доброе – сколько нужно усилий над собой. Сколько внутренних борений с самим собой, чтобы это доброе сделать и укорениться в нем, не один лишь только раз.

Первый опыт духовной брани с этим изъяном нашей жизни, с этой нашей склонностью ко греху, это борьба с помыслами. Грех приходит не сразу, грех приходит не во мгновение. Его приближение чувствуется издалека. Когда он начинает приближаться, как туча, которая надвигается на солнце, не сразу становится темно, но постепенно утрачивается свет, и когда он совсем потерян, ты понимаешь, что солнечный свет затмила эта туча. Также и грех к человеку приходит не сразу.

Сначала приходит предвестник греха – помысл, мысль, которая, поселившись в уме, начинает терзать этот ум. Сначала, кажется, эта мысль просто пришла и тут же ушла. А дальше начинает задерживаться, начинает укореняться в человеке, и находит в человеке место для себя эта греховная мысль, если человек начинает с ней общаться. Это называется еще мечтательностью.

Когда человек мало-помалу начинает отдавать свое сердце во власть этого мечтательного помысла, и с каждым разом это мечтание, этот диалог укореняется, человек начинает уже его жаждать. Когда же помысл овладел человеком, тогда и приходит грех, потому что это общение с нечистым духом затмевает голос Бога, саму совесть в человеке. Человек падает.

Как же бороться с помыслом? Преподобный Андрей Критский отвечает на этот вопрос и дает нам два лекарства, которые могут побороть любой помысл, каким бы тяжким он ни был, как бы тяжело уже не вошел в мое сознание, как бы громко он уже сейчас не наполнил мой внутренний духовный мир своим звериным рыком. Преподобный Андрей говорит: вооружись двумя лекарствами, которыми ты сможешь исцелить свою душу, вернуть ей благоразумие и преодолеть этот помысл.

Первое лекарство – это упоминание имени Божьего, это молитва. Что же по сути есть молитва? Мы многократно об этом с вами размышляли и говорили, вспоминая множество поучений святых отцов нашей Церкви. Молитва – это поминание имени Божьего, это горячее общение с Ним, это наше открытое Ему сердце, это наш голос, который усиливается в нас Его голосом. Когда ты говоришь со своим помыслом, то сила этого диалога, этого размышления застилает голос совести, а когда ты говоришь с Богом, то в тебе начинает говорить Он, Он начинает Своим именем, как восходом солнечным превращать всякую тьму в бегство.

И второе лекарство – это говение, это пост. Ничто не может уязвить человека хуже греха, и ничто не может быть самым сильным лекарством от этой язвы, как пост. Ведь грех – это вседозволенность, это свобода, отравленная страстью, это поруганная свобода, а пост восстанавливает в человеке его добрую волю, делает человека богатым. Пост – это сила творить доброе. Всякое воздержание, которое укореняется в нашей жизни, становится нашей твердой основой. Как бывает, когда человек подымается в гору, и, кажется, что совершенно не за что ему ухватиться, и, кажется, что все против него, что все силы воюют против него, желая опрокинуть его от заветной вершины, тогда нужно твердо встать, тогда нужно прекратить всякое движение и укрепиться, и тогда после этой крепости можно продолжить свое восхождение. Укреплением нашим и является пост, который становится самой надежной опорой в борьбе против вседозволенности.

Не соблазняйся во время поста, не думай, что твоя слабость или твой взмах руки со словами: "ну, ладно, ну, немного", могут быть тебе полезны, — ты будешь катиться вниз. С каждым взмахом руки, с каждым "да, ну, ладно", ты будешь слабеть. Когда ты постишься ты становишься сильным, нарушаешь пост, ослабляешь его от своего укорененного самолюбия, слабеешь, быстро слабеешь.

Итак, сегодня Церковь преподносит нам два лекарства – молитву и пост. Возьми эти лекарства, все время своего говения, своего излечения от болезни, привязанности ко греху налагай его на всю свою жизнь. Борись с помыслами. Прежде научись управлять силой своего ума, прежде научись не пускать в свое сердце помысл, который распаляет кровь, который разжигает твою похоть, который рисует тебе такие картины твоей прошлой жизни, что ты вновь теряешь равновесие на этой выщербленной лестнице собственной жизни. Научись бороться с помыслами, выйди на борьбу с ними, и увидишь, как легко преодолеть его, вспомнив имя Божие, и наложив на себя воздержание.

Начало поста положено, и дай, Господи, чтобы эти дни стали днями нашего восхождения к заре воскресения Христова. Дай, Господи, чтобы дни Великого поста были днями нашей человечности, настоящего подвига человека, умеющего благодарить Небесного Отца, верить Ему, человека, умеющего воздерживать себя, человек

Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Великого покаянного канона в чистый понедельник, 23 февраля 2015.

2932